18.05.2015 20:40
Культура

Автомобили, оружие, песок и феминизм: рецепт нового "Безумного Макса"

Текст:  Шамиль Керашев
Новый блокбастер Джорджа Миллера во вселенной "Безумного Макса" вышел на экраны меньше недели назад и уже успел стать не только хитом проката, но и объектом для множества споров - горячих и не очень. Кто-то обвиняет съемочную группу в наплевательском отношении к экологии, другие уверены, что создатели картины слишком рьяно ударились в отстаивание "прав женщин", ну а для любителей лишний раз заявить о своей приверженности исключительно "высокоинтеллектуальному" кино эта лента - аналог красной тряпки для быка. Мы же решили просто рассказать, из чего сделана "Дорога ярости", и попытались разобрать ее забористый "рецепт" на ингредиенты.
Читать на сайте RG.RU

Автомобили

"Безумный Макс" вернулся на экраны, чтобы уступить место даме

Джордж Миллер одним из первых додумался поставить боевик на колеса. Отказываться от своего ноу-хау он, разумеется, не собирался и спустя тридцать лет после релиза третьей серии франшизы. Более того, австралийский мэтр, похоже, осознал, что безумная погоня из "Макса-2" - лучшая двадцатиминутка его карьеры. А потому превратил новый фильм в погоню целиком и полностью. Для автофетишиста новая глава Mad Max - наверняка, не менее лакомый кусок, чем бесчисленные "Форсажи" и "Перевозчики". Тут есть и покрытые шипами "Плимуты", и массивный грузовик Mack, и пятиоконный "Форд" образца 1932-го года, обвешанный гарпунами, и бронированный сдвоенный "Кадиллак" ключевого антагониста - Несмертного Джо. "Гвоздь программы", безусловно, - громадная бронированная фура производства чешской компании Tatra, шестиколесный тягач в компании массивной цистерны. А вот фирменный Ford Falcon Макса (известный как "Перехватчик") в кадре почти не появляется. Но негодовать по этому поводу совсем не хочется.

Оружие

Хронометраж "Дороги Ярости" - около двух часов. И все это время - практически без пауз - в кадре что-нибудь взрывается или горит. Племя Несмертного Джо с равным успехом пользуется как холодным оружием (разнообразными пиками и гарпунами), так и огнестрельным. Главзлодей сжимает в длани серебристый "Кольт Питон" - некогда любимую "пушку" североамериканских стражей порядка. Зловещий Хозяин свинцовой фермы предпочитает пару пистолетов-пулеметов MP5 от "Хеклера и Коха". Сброд помельче пускает в ход "стволы" попроще - в основном, дробовики. Хотя и у них на черный день припасен гранатомет M79. Императрица Фуриоса, очевидно, без ума от винтовок советского производства: она метко стреляет из самозарядного карабина Симонова. Сам Макс Рокатански палит, в основном, из австрийского пистолета Glock 17. Хотя без обязательного для франшизы обреза - пусть на этот раз и неисправного - тоже не обошлось.

Песок

Постапокалипсис и машины: литературные истоки "Безумного Макса"

Песка и пустошей во вселенной "Безумного Макса" всегда было достаточно, но новая часть бьет все рекорды. И удивляться тут нечему. Большую часть сцен сняли в Намибии - а ее население могло бы озолотиться на торговле песком (если бы он, конечно, кому-то понадобился). Конечно, отдельные эпизоды - например, грандиозная песчаная буря - дополнены модными спецэффектами, но в абсолютном большинстве случаев Джордж Миллер и компания обошлись без нудной "компьютерной" дорисовки. Пейзажи Намибии вполне антиутопичны, на ее территории почти нет рек, а те, что есть, заполняются водой лишь изредка - в сезон осадков. Зато в избытке разнообразных каньонов, ущелий, рытвин и бескрайних солончаков с одним деревом на десятки километров кругом. Кстати, власти африканского государства были не слишком рады приезду зарубежных гостей. Обвиняли в ущербе уникальной флоре и фауне. Кое-что запечатлели на камеру и в родной для режиссера Австралии: натурных иллюстраций для мрачной постапокалиптики хватает и там.

Кадры из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости"

Вода

Один из главных (наряду с топливом) ресурсов планеты, пережившей страшную катастрофу, - обычная вода. Та самая, которую вы можете в любой момент налить в стакан из квартирного крана. Персонажи "Дороги ярости" лишены такой роскоши, а потому получают воду лишь небольшими порциями - по прихоти все того же Несмертного. За нее тут готовы умирать и убивать. А одна из сцен, видимо, отсылает зрителя к легендам о крестовых походах, когда изнывающие от жажды пленные рыцари были вынуждены смотреть на то, как сарацины неэкономно льют в песок воду для омовения. Власть имущие негодяи "Макса", впрочем, могут позволить себе не только обычную H2O, но и местный деликатес - материнское молоко. Его получают на специальной ферме. Между прочим, эксперты ООН уверены: уже через 15 лет человечество всерьез столкнется с нехваткой живительной влаги. Потребность в ней превысит имеющиеся запасы на сорок процентов. Да и сейчас в одной только Африке почти у полумилларда человек нет доступа к безопасной питьевой воде.

Музыка

Перезапуск "Безумного Макса" не ограничится одним фильмом

"Дорога ярости" - это, конечно, не только замечательное, но еще и очень пафосное кино. И ругать ленту за это - абсолютно бессмысленное занятие. Нового "Макса" с его явной тягой к гигантомании, эпическому кровожадному веселью и зрелищным аттракционам на грани допустимого пафос только красит. Соответствует и саундтрек: написал его завербованный Миллером голландец Junkie XL (Том Холкенборг). В прошлом - сверхпопулярный брейкбитовый диджей, а ныне кинокомпозитор сочинил превосходное звуковое сопровождение к нелегкой прогулке господина Рокатански и его друзей. Позавидовать размаху и громогласности иных "инструменталок" мог бы и прославленный Ганс Циммер - известный любитель грузных музыкальных полотен. Творение Холкенборга - в диапазоне от тревожного эмбиента до электронной "долбежки" - продается в iTunes отдельным альбомом и пользуется неплохим спросом. Остается лишь посетовать на чуть незаконченный образ слепого гитариста: неистового хард-рока в его исполнении могло быть и побольше. Зато монструозная гитара, извергающая языки пламени, как оказалось, - настоящая.

Феминизм

Над этим можно смеяться, но феминизм в новой картине Джорджа Миллера действительно играет не последнюю роль. Американским блогерам удалось выяснить, что перед съемками автор "Безумного Макса" консультировался с Ив Энцлер - борцом за права женщин, автором нашумевшей книги "Монологи вагины". А потому, посмотрев Fury Road, говорить о "слабом поле" не приходится. Сам Макс Рокатански, скорее, на вторых ролях - то ли пажа, то ли оруженосца. Балом правит императрица Фуриоса в гениальном исполнении Шарлиз Терон и ее отважные компаньонки - беглые рабыни Несмертного Джо. Ближе к концовке на сцене появляются натуральные амазонки пустыни - представительницы матриархального общества, вооруженные до зубов и озадаченные спасением мира. Отдельно взятые мужчины посчитали это веским поводом для бойкота картины. Но мы не рискнем их поддержать: "Дорога ярости" слишком хороша для споров о "мужской" или "женской" морали.

Мировое кино В фокусе