Везти архив из Ростова в Санкт-Петербург решено было своими силами. Доверять такой груз транспортной компании или багажному отделению не хотелось и практически всю дорогу до Питера команда "РГ" не спускала с архива глаз. В пути ни отдохнуть, ни выспаться толком не удалось. Зато доехали без приключений.
Уже на въезде в город раздался звонок. Взволнованная девушка из телекомпании интересуется, когда мы прибудем в Питер.
- Вообще-то мы уже в городе, - отвечаю я.
- Не может быть! Так, значит, архив Стругацких уже в Петербурге?! Пожалуйста! Очень вас прошу!
Разумеется, просили о съемках. Вы никогда не слышали, как журналисты чуть не плачут в трубку? Девушка на том конце провода от волнения не могла сдержать слез. Договариваемся о встрече. Во время съемок журналистка благоговейно прикасается к архивным папкам.
- Это невероятно, - качает она головой. - Просто невероятно!
Следующая встреча - с директором Фонда братьев Стругацких Сергеем Арно. Он откладывает телефон, разрывающийся от звонков журналистов, и бережно открывает папку с "Градом Обреченным".
- Здесь собран ценнейший материал для исследователей творчества Стругацких, а возвращение архива - это радостное событие, которого мы ждали очень долго, - говорит Сергей Арно.
Выясняется, что Фонд рассматривал несколько способов спасения архива. Свою помощь предлагали даже ополченцы с Донбасса, которые тоже являются поклонниками творчества Стругацких.
- Да-да, поступали и такие предложения, но мы решили, что будет лучше, если архив доставят журналисты, которые не только перевезут его, но и будут освещать эту акцию. Мы подумали, что так даже надежнее, чем везти архив под пулеметами и автоматами. Нам помогла "Российская газета", за что мы ей очень благодарны. Вообще, мы благодарны всем, кто предлагал свои услуги, но "РГ" оказалась первой, и все прошло удачно, - отмечает Сергей Арно.
Архив спасен из-под обстрелов. А вот что с ним будет дальше? В Фонде братьев Стругацких подчеркивают, что сейчас основной задачей является возвращение архива правопреемникам.
- Светлана Бондаренко через "Российскую газету" передала его нам, а мы передаем наследникам братьев Стругацких. И теперь уже они распорядятся архивом по своему усмотрению. Поначалу архив будет храниться в квартире Бориса Натановича. Но у нас уже есть планы по созданию в Санкт-Петербурге музея фантастики, в котором основная экспозиция, будет посвящена жизни и творчеству Стругацких.
Возможно, наследники решат передать документы для дальнейшего изучения в российский государственный архив литературы и искусства. Как сообщила директор Санкт-Петербургского филиала "Российской газеты" Анжелика Гурская, руководство госархива уже выразило свою заинтересованность в этом после публикации в "РГ" материала о спасении архива Стругацких из Донецка.
- Светлана Бондаренко говорила нам в Донецке, что Стругацкие писали не о том, какой будет техника будущего, а о людях будущего и о том, как они изменятся. И я с ней полностью согласен. Свой визит в Петербург я начал с того, что перечитал "Понедельник начинается в субботу". Ведь после того, как мы прикоснулись к рукописям Стругацких, их творчество воспринимается иначе, - поделился своими чувствами директор ростовского филиала "РГ" Владимир Ладный, принимавший участие в спасении архива фантастов.
За гражданский подвиг, который совершила Светлана Бондаренко, сохранив архив, Фонд Стругацких намерен ходатайствовать о представлении ее к госнаграде. Кроме того, как оказалось Светлана является лауреатом премии Аркадия и Бориса Стругацких прошлого года, за участие в работе над книгой о братьях-фантастах. Сама Светлана об этом скромно умолчала. А, может, просто не до того было в Донецке.
- Она должна была получить премию в прошлом году. Но именно в это время в Донбассе шли активные боевые действия, и Светлана не смогла приехать. Надеюсь, что в этом году она все-таки приедет, - говорит Сергей Арно.
Андрей Стругацкий, сын Бориса Стругацкого:
- Конечно, я испытывал тревогу за сохранность архива. Если бы он пострадал, это оказалось бы очень серьезной потерей. Именно поэтому и было принято решение о вывозе архива. Эти папки отец передавал в течение долгого времени, начиная с 90-х годов, Светлане Бондаренко, которая является одним из крупнейших специалистов в мире по творчеству братьев Стругацких. Рукописи нужны были ей для работы по составлению самого полного собрания сочинений писателей. Еще в январе этого года Светлана предложила вывезти архив из Донецка, чтобы не рисковать. Я, естественно, согласился. Очень ей благодарен за то, что бумаги возвращаются в целости и сохранности. Также очень признателен журналистам "Российской газеты" за содействие.
Помню ли я, как Стругацкие работали над своими романами? Не помню по очень простой причине: они никогда не писали дома, всегда встречались в домах творчества, и поэтому в процессе работы их никто не мог видеть. Я - не исключение... А вот ещё не изданные повести в рукописях читал неоднократно, и каждый раз с огромным интересом! Любимых произведений Стругацких у меня много, и люблю я их по-разному. Самыми интеллектуально мощными считаю "Град Обреченный" и "Улитку на Склоне", а самыми близкими лично мне, наверное, "Пикник на Обочине" и "За Миллиард Лет...". Ну и, конечно, самое-самое - это "Обитаемый Остров"! Возможно, потому что из всех подаренных мне отцом книг эта была самая первая, а может быть, из-за того, что в этом романе Стругацкие предсказали многие события.
Из Донецка вернулись около 60 папок архива Стругацких. Это около 12 тыс. сканов. Полный оцифрованный архив Стругацких составляет более 90 тыс. сканов. Он находится в разных местах, в том числе и в Москве. Общая опись всего архива братьев-фантастов составляет около 400 папок.
В Донецке архив не лежал мертвым грузом. На его основе было выпущено так называемо "черное собрание сочинений", отличающееся черной обложкой. На каждом томе есть подпись Бориса Стругацкого и указание, что опубликованные тексты являются каноническими, то есть изданы именно в таком виде, в котором они вышли из-под пишущей машинки Стругацких.
Планируется, что уже в этом году в электронном или бумажном виде выйдет 30-томное собранием сочинений Стругацких, работа над которым продолжается уже 9 лет. Причем значительную ее часть также выполнила в Донецке Светлана Бондаренко.