Евгений Федорович! Что же все-таки случилось с водителем, виновником той аварии? Какие-то предварительные выводы есть?
Евгений Михайлов: Следствие еще идет. Но мы знаем, что автобус был технически исправен, водитель соблюдал режим труда и отдыха. По информации департамента здравоохранения города, у него произошел микроинсульт. Сейчас он находится по-прежнему в больнице. К сожалению, от этого никто не застрахован. Человеку 53 года. Он гражданин России, иногородний, но в парке работает с 2003 года. Имеет большой опыт работы в Москве, на московском автобусе, на московских маршрутках.
Может быть, такие случаи происходят потому, что люди работают по 20 часов в сутки?
Евгений Михайлов: Это единичные случаи, после каждого из них проходят проверки, в ходе которых устанавливаются причины произошедшего: соблюдался ли что режим труда и отдыха, как водитель проходил медицинские обследования. Водитель, попавший в ДТП на Новощукинской, в день аварии вышел на работу после двух дней отдыха. Переработок у него вообще не было.
У наших водителей разные режимы работы, но при этом установлено общее предельное время переработки, которое невозможно превышать. Да и дефицит кадров у нас сейчас небольшой - процентов 15, мы легко с ним справляемся, не превышая режима предельной переработки.
Что делается для того, чтобы водитель с проблемным со здоровьем не сел за руль и не поставил под угрозу как свою безопасность, так и пассажиров?
Евгений Михайлов: Примерно год назад мы начали внедрять новую систему предрейсового контроля. Теперь у водителя не просто проверяют давление и наличие алкоголя в крови, но и составляется полная картина его здоровья по многим параметрам. К примеру, норма артериального давления у каждого человека своя. Допуская водителя в рейс, медработник должен это учитывать. В рамках такого скрининга фиксируются разные параметры самочувствия водителя, а затем ведется наблюдение за их динамикой. Показатели ухудшаются? Это повод отстранить человека от работы, отправить на дополнительное обследование.
Такой контроль будет во всех парках?
Евгений Михайлов: Да, к концу года во всех. Для начала мы провели пилотный проект: установили новую систему в двух филиалах - Краснопресненском трамвайном депо и в 16-м автобусном парке. Выяснилось, что у 15% водителей, нормально себя чувствующих, при углубленных исследованиях обнаружились проблемы со здоровьем, которые могут помешать их работе и даже стать причиной ДТП. Для водителей это повод поменять образ жизни, а для нас сигнал - не перегружать их, возможно, снять с рейса, направить на диспансеризацию, перевести на другую работу...
Реально ли следить за здоровьем тысяч водителей, притом что у вас наверняка еще и огромная текучка, много приезжих?
Евгений Михайлов: Я не скажу, что текучка кадров огромная по сравнению с другими транспортными компаниями. Штат достаточно стабильный, иногородние сотрудники работают по несколько лет. Сейчас хотим воссоздатьсобственную медслужбу. Возможно, это будут медцентры на аутсорсинге, где будет проводиться медосмотр всех водителей. Для нас главное - чтобы пассажиры, зоходя в автобус, троллейбус или трамвай, чувствовали себя в безопасности.
Полный текст "Горячей линии" в "РГ" читайте в одном из ближайших выпусков газеты.
Тем временем
Пока Евгений Михайлов отвечал на вопросы наших читателей, в аэропорту Шереметьево загорелся рейсовый автобус, принадлежащий "Мосгортрансу". 60 пассажиров были оперативно эвакуированы, никто не пострадал. Чтобы разобраться в причинах возгорания, "Мосгортранс" намерен провести экспертизу, на которую будут приглашены представители завода-изготовителя автобуса.
"Горячая линия" с Евгением Михайловым