Большинству наших современников сэр Кристофер был известен как актер, сыгравший Сарумана в кинотрилогии "Властелин колец" и в эпизодах двух из трех частей джексонского "Хоббита". Любопытно, что актер был дружен с самим Джоном Рональдом Руэлом Толкином, прекрасно знал и очень любил его произведения и, по свидетельствам участников съемок, постоянно настаивал на следовании букве оригинального текста - и даже стал тем, кто заставил актера Вигго Мортенсена, который играл Арагорна, впервые ознакомиться с хрониками Средиземья. Не исключено, что именно благодаря сэру Кристоферу "Властелин колец" Джексона не так часто отдалялся от романа Толкина. Увы, персонаж самого Ли пострадал от режиссерского самоуправства едва ли не сильнее всех - в прокатной версии развязка линии Сарумана отсутствует как таковая, а в версии режиссерской она, хотя и есть, искажена до безобразия. Зато его увлечение творчеством Профессора потом было творчески реализовано в сотрудничестве с масштабным проектом Tolkien Ensemble, где Ли исполнил партии Древоборода, короля Теодена и других. Вместе с этим ансамблем и великим Говардом Шором, написавшим великолепную музыку к экранизациям Джексона, Ли выступил на нескольких площадках мира. А игра британского актера фильмы Питера Джексона все равно украсила, и в этом едва ли кто-то сомневается.
Вообще появление Кристофера Ли в фильме - а его фильмография насчитывает около двух с половиной сотен работ - это всегда украшение картины. Истинный потомок представителей английской и итальянской аристократии с соответствующей внешностью, он блестяще исполнял роли "благородных" и не очень злодеев - таких у него действительно было немало. Однако одними отрицательными героями его фильмография, конечно, не исчерпывается. Наряду с монстром Франкенштейна, графами Дракулой и Дуку, докторами Ноу и Фу Манчу, а также многими другими в числе его ролей есть, в частности, такие замечательные персонажи, как Шерлок и Майкрофт Холмс, Оле Лукойе, прорицатель Тиресий и египетский фараон Рамсес Второй. Заслуги были признаны самой королевой - в 2009 году он стал Командором ордена Британской Империи и получил право именоваться сэром - редкая честь для актера.
Со многими из его персонажей его связывало что-то личное - как в случае Толкином. Вот, например, "бондиана", где Ли в разное время успел сыграть целых двух злодеев, противостоящих агенту 007. Наверное, Ли, двоюродному брату писателя Яна Флеминга, создавшего Бонда, менее активное участие в экранизациях его романов было бы непростительно. Или вот фильм "Распутин", в котором сэр Кристофер сыграл главную роль. Много ли исполнителей этой роли могут похвастаться тем, что были лично знакомы с убийцами зловещего "старца"? А Ли - был, причем, по его словам, именно вмешательство князя Юсупова, одного из убийц, превратило фильм в нечто, совершенно далекое от реальности. Во всяком случае, ответственность за это несет не сам Ли, который уж точно больше похож на мрачного русского мужика Григория, чем, скажем, Жерар Депардье.
С Россией сэра Кристофера вообще связывало многое. Общавшийся в Европе с белоэмигрантами молодой британец в 1939 отправился добровольцем воевать с большевиками на стороне Финляндии во время Зимней войны. Да, был и такой эпизод в его биографии, но иного отношения к молодому государству рабочих и крестьян от представителя британской элиты ждать было бы странным (впрочем, гораздо позднее, в 1987 году, он вместе с юным Кристианом Бэйлом снялся в советско-шведско-норвежском фильме режиссера Владимира Грамматикова "Мио мой, мио"). Прослужил, впрочем, в Финляндии он недолго, а потом отправился воевать в рядах британских ВВС. На этом военная карьера офицера не завершилась - после он работал на разведку. И только потом, в 1948 году, он впервые сыграл в кино.
Но еще значительно позже он дебютировал в еще одном качестве - как музыкант. Обладая от природы мощным голосом и, конечно, изрядной харизмой, он нередко пользовался этим даром в кино (а аудиокниги в его исполнении пользуются особым успехом - в частности, произведения Эдгара По). Однако полноценной музыкальной карьерой он заинтересовался совсем недавно. Первый сборник песен в его исполнении вышел в 1998 году, когда Ли было уже 76 лет. На этой записи он выступил в своем излюбленном амплуа, пластинка так и называется: Christopher Lee Sings Devils, Rogues & Other Villains. Классических злодеев и мерзавцев для своей музыкальной затеи он подобрал на любой вкус: здесь представлены антигерои из работ Моцарта, Вагнера, Верди и других - вплоть до ковбойского шлягера Ghostriders in the sky. Обращает на себя внимание и отрывок из "Бориса Годунова" Мусоргского. И, конечно, совершенно феерическое исполнение "Песни о блохе" того же Мусоргского на стихи Гете, известная ранее в исполнении великого Шаляпина. Надо сказать, что даже на его фоне Ли не ударил лицом в грязь. В числе нескольких языков, которыми владел и на которых пел Кристофер Ли, был и русский. Конечно, утверждая, что говорит по-русски без акцента, он несколько лукавил, но - не так уж и сильно, надо отдать ему должное.
Восемь лет спустя вышла еще одна пластинка с известными песнями в исполнении Ли, где он заметно расширил хронологические и жанровые рамки материала. Здесь - и неаполитанская O Sole Mio, и "Марш Тореадора" из "Кармен" Бизе, и My Way, прославленная Фрэнком Синатрой и кем только ранее не исполненная - от Элвиса и Тома Джонса до Муслима Магомаева и Сида Вишеса. Есть здесь и пара традиционных рождественских песен, которым сэр Кристофер посвятил затем два мини-альбома, исполнив их в метал-обработке.
Его увлечение хеви-металом вообще явление во всех отношениях примечательное. Где еще можно было найти человека столь преклонного возраста, который мог настолько проникнуться симпатией к "тяжелой музыке", пусть даже к одной из самых "щадящих" ее разновидностей - симфоническому пауэр-металу, - чтобы начать ее исполнять? Его сотрудничество с легендарными певцами "металического" пафоса Manowar - замечательный эпизод в истории "тяжмета", а участие Ли в судьбе итальянской группы Rhapsody, пожалуй, можно считать самым важным событием в истории этого довольно скучного коллектива.
В 2010 и 2013 годах сэр Кристофер выпустил самые масштабные свои музыкальные работы - два концептуальных звуковых полотна, посвященных королю франков Карлу Великому (второй, более "тяжелый", помог записать не кто-нибудь, а гитарист - пусть и с недваних пор, но - легендарных Judas Priest Ричи Фолкнер). Последние два мини-диска Кристофера Ли вышли в 2014 году. Конечно, голос, даже очень мощный, в таком возрасте был уже не тот, и остается только пожалеть, что музыкальной карьерой сэр Кристофер решил заняться так поздно. Но это - одна из немногих вещей, о которой стоит пожалеть в такой биографии.