О первых творениях мастера Болла помнят лишь безмолвные страницы на сайтах IMDB.com и kinopoisk.ru. Один из них, "Баршель - Убийство в Женеве?", посвящен конспирологической теории касательно смерти западногерманского политика Уве Баршеля. Другой фильм, "Одержимость", некий зарубежный рецензент охарактеризовал как попытку стать еще одним Михаэлем Ханеке. Первой же более или менее заметной работой Уве стал триллер о жестоком маньяке "Ханжа" 2000 года. Как вы уже догадались, лейтмотив насилия, жестокости, убийств и тому подобного сопровождает Уве Болла с самых истоков его славного творческого пути.
В 2002 году вышел "Дом мертвецов". Именно с этого фильма начинается эпоха, сделавшая "немецкого Эда Вуда" достоянием человечества - эпоха экранизаций Уве Боллом видеоигр. Своим появлением картина вызвала нездоровый интерес к своему создателю, граничащий с открытой ненавистью. После The House Of The Dead топорному и неуклюжему переложению на язык синематографа подверглись Alone In The Dark, BloodRayne, Dungeon Siege, Far Cry и Postal. Некоторые из перечисленных - не по одному разу. Возмущению зрителей не было предела. Люди покупали билеты на высокобюджетный качественный экшн по любимым играм с известными актерами, однако из всего набора получали только известных актеров. В болловских адаптациях замарались Кристанна Локен, Кристиан Слейтер, Стивен Дорфф, Джейсон Стэйтем, Мишель Родригес, Рэй Лиотта, Джон Рис-Дэвис, Рон Перлман, Майкл Мэдсен и другие. Каждая лента получала как минимум по одной номинации на "Золотую малину", а их автор удостоился звания "Худшего режиссера в истории кино".
Вакханалия продолжалась несколько лет. Виной тому, по слухам, законодательство Германии. Власти с целью поддержать отечественный кинематограф издали закон, согласно которому государство берет на себя все расходы доморощенных киноделов, а тем остается выплачивать налоги с прибыли. Естественно, никакой прибыли у сверхамбициозных проектов Уве Болла не было.
Когда многомиллионный финансовый поток иссяк, гуру вернулся к своему любимому "ультранасилию". В 2009 году он снял "Ярость", которую многие считают без шуток лучшей картиной режиссера. Главный герой - Билл Уильямсон, юноша, обиженный на родителей и всех остальных, придерживающийся радикальных взглядов на проблемы общества. Наслушавшись в новостях о финансовых кризисах, падении нравов, разгуле криминала и прочих атрибутах современности, Билл разрабатывает собственный план борьбы со "злом". Нацепив прочную броню и как следует вооружившись, он устраивает локальный апокалипсис в своем городке.
Благодаря отличной игре Брендана Флетчера, живой натуралистичности съемок и неизбитому сюжетному повороту кино получилось вполне сносным. Кому-то оно может показаться чересчур жестоким, но если попытаться посмотреть на него объективно, можно прийти к почти кощунственному выводу: Уве Болл на самом деле не так уж плох. Правда, будучи от природы скромнягой, Уве всячески пытается сей факт скрыть.
После "Ярости" ему удалось сладить несколько добротных вещей: байопик о боксере времен Третьего рейха "Макс Шмелинг", военную драму о конфликте в Дарфуре, документальный фильм об Освенциме. Но от низкосортного трэша Болл отказываться никогда не собирался. Как-то раз он умудрился одновременно в одних и тех же декорациях снять два фильма. Один - "Бладрейн 3" - про вампиршу и нацистов. Второй - "Блюбарелла: Супервумен" - про толстую вампиршу и нацистов. В последнем Болл снялся сам. В роли Гитлера. Кстати, еще один его актерский опыт - президент США в треш-хорроре "Резня зомби".
Стоит отметить также завидную преданность немца. Подобно заправскому режиссеру авторского кино Уве Болл держит собственную достаточно постоянную команду. Звезда боевиков категории "Б" 80-х Майкл Паре появлялся в каждом втором его фильме. Брендан Флетчер и Майк Допуд - почти в каждом третьем. Самый популярный композитор - Джессика Де Руйи - сочинила аж 19 саундтреков. А оператор Матиас Нойманн не поучаствовал всего в пяти работах из тридцати.
Когда деньги на производство новых шедевров закончились совсем, Уве Болл обратился за помощью к простому люду. Два года назад на сайте KickStarter им была объявлена кампания по сбору средств на сиквел экранизации игры Postal. Из запрошенных 500 тысяч долларов собрать удалось чуть меньше 30 тысяч. Недавно герр Болл решил попытать счастья еще раз. Но на третью часть "Ярости" интернет-пользователи пожертвовали 35 тысяч евро, тогда как желаемая сумма составляла 50 тысяч. После такой неудачи нервы Болла не выдержали, и в начале июня он разместил на собственном YouTube-канале два гневных видеообращения. В них он, не стесняясь в выражениях, обличает продажность Голливуда и фальшь занимающихся благотворительностью кинозвезд, а также негодует по поводу вкусов участников краудфандинговых ресурсов.
Напоследок - еще пара занимательных фактов о старине Уве. Он очень не любит Майкла Бэя. Настолько, что однажды предложил тому встретиться на боксерском ринге. Бэй, видимо, прознал, что его возможный противник отнюдь не профан в боксе, и благоразумно отказался. Зато Уве очень любит все фильмы Никиты Михалкова, в особенности "Очи Черные" с Марчелло Мастроянни.
Остается пожелать сегодняшнему юбиляру творческих успехов и признания, ведь это именно то, чего ему не хватает. Возможно, не будь он таким социопатом и мизантропом, и если бы не испорченная в 2000-е годы репутация, данный текст был бы совсем другим. Но согласитесь: без Уве Болла, такого, как он есть, мир бы стал немного скучнее. Поэтому давайте будем надеяться, что Уве Болл еще снимет такое кино, которое заставит всех изменить свое мнение о его творчестве.