Тот, кто думает, что эта выставка всего лишь культурное и духовное "эхо" древней исторической личности, ошибается. На выставке можно увидеть даже своеобразный "портрет" князя Владимира.
- Со времен князя Владимира осталось буквально несколько вещей, - рассказывает "РГ" научный сотрудник государственного Исторического музея, куратор выставки Сергей Иванов. - И так получилось, что у нас на выставке они есть. Это две монеты его времени - златник и сребренник. Они впервые начали при нем чеканиться.
Выпуск собственных денег был особенно важен как показатель нового статуса Руси как государства, принявшего христианство и сильно изменившегося по сути своей: вместо варварской периферии - молодая и сильная держава.
- На монетах изображен "портрет" князя Владимира, - поясняет Сергей Иванов. - Это первый портрет русского правителя, который нам известен. И несмотря на свою схематичность, он все-таки передает какие-то черты князя.
Рядом с князем - вся его эпоха, главным сюжетом которой было противостояние Древней Руси и Степи, военные походы, вооружение того времени.
- На выставке впервые представлен редкий степной комплекс кочевнических племен печенегов. И есть совсем уникальная вещь, часть военного доспеха - наручь, - рассказывает Сергей Иванов. - В мире есть только еще одна такая вещь, причем сейчас она, по-моему, утеряна.
Основная концепция выставки - показать церковный и светский образ князя Владимира и его развитие во времени.
Он по-разному воспринимался в разные эпохи. До XIV века его замученных святых детей - Бориса и Глеба - вспоминали чаще, считает Сергей Иванов. Сам князь Владимир как святой и исторический персонаж впервые стал заметен с XIV в.
На выставке представлено первое его "житие" XIV века, а также первая икона в рост - из Третьяковской галереи. Как об одном из самых знаковых правителей о князе Владимире вспомнили в XVIII веке, когда во времена Екатерины Великой возрождался интерес к русской истории. С этого времени к нему уже обращаются как к одному из основателей и столпов русской истории, при котором Русь, а потом и Россия выбрала свой путь, приняв христианство. В 1782 году учреждается Орден князя Владимира, начинается строительство всевозможных Князь-Владимировских соборов - в Киеве, в Херсонесе. И таким образом протягивается связь от российской империи к более древним летописным временам.
Крещение Руси князем Владимиром стало решающим шагом государственного самоопределения, включившим молодое государство в круг всемирной истории и соединившим ее прочными политическими, церковными и культурными узами с Византийской империей, странами Балканского полуострова.
Память о святом равноапостольном князе Владимире нашла свое отражение
в иконописи и живописи, в русском летописании, в предметах декора. На выставке много уникальных музейных предметов: рукописей, печатных книг, икон, лубков, гравюр, памятников декоративно-прикладного искусства, археологических древностей. Они представлены на выставку ведущими музеями РФ - Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, а также из Российского государственного архива древних актов.