25.06.2015 12:28
Культура

Ульрих Зайдль: Многие хотели, чтобы я прекратил заниматься режиссурой

Текст:  Александр Нечаев
В рамках ММКФ состоялась российская премьера документального фильма Ульриха Зайдля "В подвале" - временами мрачного, иногда ироничного, куда чаще разоблачительного исследования о том, чем благопристойные граждане занимаются в своих подвалах, куда посторонним вход строго воспрещен.
Читать на сайте RG.RU

После показа картины Зайдль встретился с журналистами и рассказал о том, как удалось заполучить согласие на съемку у людей, которые зачастую выставляют себя в нелицеприятном свете, и о том, почему подвал для австрийца - больше, чем подвал.

Как вы искали персонажей для своей картины?

"Фуси": неуместный человек или кино по-исландски

Ульрих Зайдль: Это очень длительный процесс - речь ведь идет не о профессиональных актерах, а об обычных людях, которые впускают меня и съемочную группу в свои настоящие дома и показывают свою настоящую жизнь. Конечно, когда я придумывал "В подвале" у меня были определенные требования к персонажам этого фильма. Но все же главная задача для всех них - продемонстрировать самих себя, свое реальное поведение. Я всегда внимательно слежу за достоверностью, и не позволяю героям актерствовать. В этом смысле, кстати, мой метод работает и в художественных картинах - от профессиональных актеров я требую того же самого, чтобы они показывали самих себя. Так вот, подобрать непрофессионалов было очень сложно. Непросто добиться от людей, чтобы они пустили тебя в свой подвал и показали то, что они там делают. При этом понятно ведь, что интересовали меня не люди, которые собирают там крышки от пивных банок. Мои ассистенты искали персонажей, стучась в каждую дверь и объясняя людям идею фильма. Разумеется, это не быстрый процесс, который занял несколько месяцев.

Ваши документальные картины порой кажутся игровыми, а игровые - документальными. Это ваш сознательный выбор?

Ульрих Зайдль: Когда мы говорим "документальный фильм", мы не должны думать, что он показывает реальность. Разумеется, у моих картин всегда есть концепция, за рамки которой я обычно не выхожу. И я не скрываю, что в моих документальных работах есть постановочные эпизоды, которые персонажи разыграли по моей просьбе.

Что вы делаете, когда герой вашей документальной картины вдруг понимает, что вы делаете кино, в котором он будет выставлен не в лучшем свете, и отказывается от дальнейшей работы с вами?

Ульрих Зайдль: Значит, нам не повезло (улыбается). Но такого, как правило, не случается. Перед съемками я много беседовал с героями "В подвале", находил с ними общий язык, завоевывал их доверие. И благодаря этому мне удавалось их удержать. Они не подозревали, что случится дальше, но продолжали работать. Вообще, доверие к режиссеру - это то, на чем все держится. Мы всегда платим нашим героям гонорары, но, во-первых, это небольшие деньги, а, во-вторых, еще на кастинге мы следим, чтобы меркантильный интерес не был главным.

На ММКФ представили фильм "Клуб" чилийского режиссера Пабло Ларраина

Из вашего раннего фильма "Собачья жара" становится понятно, что подвал для австрийца - едва ли не самая важная часть дома. Также с австрийскими подвалами связаны несколько душераздирающих историй с маньяками, годами истязавшими там своих жертв. То есть подвал как метафора чего-то скрытого, стыдного, нелицеприятного занимает совершенно особое место в австрийской культуре?

Ульрих Зайдль: Подвал в Австрии действительно значит для людей гораздо больше, чем, например, в России. Там австрийцы проводят большую часть своего свободного времени. Там они могут снять маску и быть теми, кем они являются на самом деле. Для меня важна метафора подвала, как хранилища подсознательного и коллективного бессознательного, как метафора лицемерия человеческой натуры. В этом смысле австрийцам есть что предъявить миру - сначала мы много веков жили под прессингом габсбургской морали, а затем долгое время строили из себя жертву национал-социализма, хотя на самом деле были заодно с Гитлером. Все эти комплексы никуда не делись и периодически прорываются наружу - в том числе и в подвалах.

Вы делаете жесткие картины, которые в России, будь вы местным режиссером, многие наверняка поспешили бы назвать "очернением действительности". В Австрии вы сталкивались с подобными обвинениями?

37-й ММКФ: Лучшие фильмы сокращенного фестиваля

Ульрих Зайдль: В Австрии ровно тоже самое. Я долгое время боролся за свои фильмы. Когда я только начал снимать, на меня обрушился невообразимый поток критики. Меня буквально растаптывали - надо думать, эти люди хотели, чтобы я прекратил заниматься режиссурой. С огромным трудом я продолжал делать фильм за фильмом. Со временем люди начали понимать, что именно я имею ввиду. Однако я отдаю себе отчет в том, что в этом понимании главную роль сыграл международный успех - если бы у моих картин не было призов престижных фестивалей и если бы моя известность не вышла за пределы Австрии, им бы, пожалуй, удалось меня уничтожить. Хотя обвинения в том, что я очерняю родную страну - полная ерунда. Проблемы, которые я описываю в своих фильмах, актуальны для всего человечества. Ровно такие же картины можно снять в какой угодно стране. Но я австриец, и логично, по-моему, что я делаю фильмы в своей стране.

Полтора года назад вы говорили о том, что намерены снять историческую картину о наполеоновских войнах. В каком состоянии сейчас этот проект?

Ульрих Зайдль: Идет рабочий процесс, но мы пока ничего не снимаем. Очень сложно делать такой проект в финансовом плане. Поэтому чтобы зритель не заскучал, во время вынужденного простоя этого фильма я сделал еще одну картину - о европейских туристах, которые едут охотиться в Африку.

Мировое кино