Поводом к рассмотрению вопроса послужило разночтение: как именно определять статус налогового резидента РФ. В июле 2010 года Лярский приехал на работу в Москву и, как гражданин другого государства, уплачивал НДФЛ по повышенной ставке в 30 процентов. Однако в сентябре 2011 года он подал в налоговую инспекцию заявление о возврате излишков, поскольку в течение 12 календарных месяцев подряд пробыл в России больше 183 дней и приобрел статус налогового резидента, а вместе с ним возможность применения ставки в размере 13 процентов. Однако ни налоговая инспекция, ни суды общей юрисдикции с гражданином Лярским не согласились, ссылаясь на тот факт, что в течение налогового периода, которым является календарный год, мужчина пробыл на территории России всего 172 дня, что не давало ему получить статус налогового резидента. Суды также не нашли оснований для применения в деле Лярского положений протокола к Соглашению между правительством РФ и правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 года, которое разрешает исчисление необходимого срока пребывания с переходом из одного календарного года в другой.
Добиваясь правды, работник из Белоруссии оспорил положения статьей 207 и 216 Налогового кодекса в КС РФ, ссылаясь на статью 15 Конституции РФ, которая провозглашает главенство правил международного договора над национальным законодательством в случае их различий, а также гарантирует право граждан на судебную защиту. Еще на стадии публичных слушаний участники процесса в КС практически единодушно признали его правоту. В частности, как отметил полномочный представитель президента России в КС РФ Михаил Кротов, для граждан Белоруссии действует особый порядок налогообложения, и при наличии трудового договора сроком не менее шести месяцев с Лярского вообще не имели права брать налог по повышенной ставке.
КС РФ согласился с позицией государственных органов: проблема заключается не в противоречии оспоренной нормы Основному Закону страны, а в правоприменительной практике. Международным соглашением уже установлено особое налоговое регулирование, не предусматривающее уточнения налогового статуса гражданина Республики Беларусь на конец налогового периода. В то же время сами по себе статьи 207 и 216 не могут рассматриваться как противоречащие Конституции РФ, поскольку не предполагают отказ гражданам другого государства в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ.
При этом Конституционный суд РФ особо указал, что в современной экономической ситуации необходимо учитывать не только положения протокола к соглашению между правительствами Беларуси и РФ, но и нормы Договора о Евразийском экономическом союзе, который закрепил "договоренность о безусловном распространении на граждан стран ЕАЭС национальных налоговых режимов".
Дело Сергея Лярского подлежит пересмотру.