В 2008 году эта компания получила долгосрочную лицензию на 10 лет на использование территории в 220 тысяч гектаров для создания охотничьих угодий. Однако в 2011 году правила оформления подобной деятельности изменились, и основаниями для создания охотхозяйства стали специальные охотхозяйственные соглашения, которые заключаются на основании результатов аукциона. Однако для обладателей долгосрочных лицензий закон предусмотрел льготную процедуру переоформления документов - без проведения торгов.
Эта норма и стала предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ, поскольку прокуратура Хакасии посчитала ее нарушением антимонопольного законодательства и принципов конкуренции.
В свою очередь представители государственных органов, принявших и подписавших оспариваемый акт, полагают, что льготная процедура заключения соглашения как раз и служит защите предпринимательства.
Иначе вложения, которые уже сделал держатель лицензии, могут дать необоснованные преимущества новому пользователю - возможность сокращения своих издержек и демпинга цены на аукционе.
Вторая препона, с которой столкнулись правоприменители, заключается в сроке действия нового документа. Дело в том, что он в законе точно не прописан. Минприроды в приказе о примерной форме охотхозяйственного соглашения указывает, что оно может заключаться сроком на 20-49 лет.
Однако арбитражные суды занимают прямо противоположную позицию: если долгосрочная лицензия по новому закону продлению не подлежит, то соглашение не может быть заключено на срок, превышающий срок действия лицензии.
В нормативных актах также не прописано, кто именно должен принимать решение о сроке действия соглашения: арендатор, специальный уполномоченный орган, совместно ли и на основании каких данных.
При этом размер специальной единовременной платы за заключение соглашения дифференцирован лишь по субъектам Федерации и не зависит от срока действия соглашения.
Изучив обстоятельства дела, Конституционный суд РФ не нашел возможности истолкования оспариваемых положений и постановил, что нарушен общеправовой критерий определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
По мнению Конституционного суда, до тех пор, пока законодатель не разрешит выявленных противоречий, заключение охотхозяйственных соглашений по льготной схеме будет приостановлено. Однако в тех случаях, когда процедура уже проведена или хотя бы инициирована, она будет законной, срок в 20-49 лет может применяться.
- Те, кто не заключил соглашений без проведения аукциона и не проявил до настоящего времени нужной инициативы, не могут быть лишены этого права до адекватной реакции законодателя, - отметил судья-докладчик по данному делу Сергей Князев.
- Конституционный суд посчитал возможным сделать такую оговорку, потому что закон предусматривает, что если в течение пяти лет такие соглашения не заключены, то право утрачивается.
Напомним, что решения Конституционного суда считаются окончательными - спорам и обжалованию не подлежат.