29.06.2015 00:10
Культура

Кинокритики подвергли сомнению победу "Лузеров" на ММКФ

Фильм "Лузеры" болгарского режиссера Ивайло Христова получил главный приз Московского кинофестиваля
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (6710)
Победа "Лузеров" на Московском кинофестивале вызвала неоднозначную реакцию - многие специалисты поспешили обвинить жюри в малоадекватном распределении призов.
Читать на сайте RG.RU
Михалков рассказал, какие фильмы ММКФ ему понравились

В этом году у кинокритиков главными фаворитами были российские картины - "Орлеан" Андрея Прошкина и "Милый Ханс, дорогой Петр" Александра Миндадзе. И когда Миндадзе остался вовсе без призов, а в "Орлеане" жюри отметило "Серебряным Георгием" лишь актерскую работу Елены Лядовой, некоторые не могли скрыть своего негодования. Совершенно, впрочем, напрасного - в решениях жюри прослеживается четкая логика, а награжденные картины были не просто вполне кондиционного качества, а сделали бы честь любому другому престижному фестивалю.

Вообще в этом году конкурсная программа ММКФ, вопреки политическому и экономическому факторам, демонстрировала на редкость приличный уровень. Те же "Лузеры" Ивайло Христова - блестящий образец трагикомедии взросления, остроумной, саркастической и по-хорошему злой. Помимо "Лузеров" на ММКФ было много кино из Болгарии - как современного, так и старого - в рамках ретроспективы, посвященной 100-летию болгарского кинематографа. И по всему выходит, что сейчас там что-то вроде тихого киноренессанса.

Полудокументальный фильм "Страна Сарояна": в поисках вечности

Второй по значимости приз - "Серебряный Георгий" за лучшую режиссуру - достался датчанке Фредерике Аспек за фильм "Росита". Фамилия Аспек многое говорит тем, кто следит за современным молодым кино. Ее дебютная короткометражка "Счастливы сейчас" победила на Каннском кинофестивале в 2004 году, а полнометражный дебют "Лабрадор" в 2011-м претендовал в Каннах на "Золотую камеру". Заполучить фильм режиссера со столь многообещающим резюме не отказался бы ни один фестиваль из тех, с которыми старается конкурировать ММКФ. "Росита" оказалась эффектным высказыванием о проблеме отцов и детей, преподнесенным в неожиданном ключе - в виде нетривиального любовного треугольника.

"Фуси": неуместный человек или кино по-исландски

Теперь про "Милого Ханса" Александра Миндадзе. Невозможно не согласиться с тем, что в этом году не было более сильной картины в и без того сильном конкурсе. Этот фильм - масштабное завершение "трилогии катастроф", начатой Миндадзе "Отрывом" и продолженной картиной "В субботу". Это, конечно, апофеоз авторского стиля - ничего лучше Миндадзе в своей жизни пока не сделал. Казалось, что обойти его в распределении призов было невозможно. На деле ситуации из серии "слона-то я и не приметил" на фестивалях случаются сплошь и рядом - достаточно вспомнить легендарный провал фильма Алексея Германа "Хрусталев, машину!" на Каннском кинофестивале. Причины провала "Милого Ханса", кстати, те же самые, что и у "Хрусталева". По свидетельству российского члена жюри ММКФ Алексея Федорченко, другие его коллеги не приняли многослойную эстетику картины Миндадзе и из-за этого с трудом поняли, что происходит на экране. Положа руку на сердце, было бы куда удивительней, если бы Миндадзе вдруг оказался понятым председателем жюри Жаном-Жаком Анно, который всю жизнь делает традиционные картины. Жюри проголосовало за простоту, внятность, вписанность в европейский контекст - и это вполне честный выбор.

Для Миндадзе же провал "Милого Ханса" со временем обернется тем же самым, чем и для Германа - занятной деталью биографии, о которой будут говорить лишь специалисты и начисто забудут зрители. Эта картина явно крупнее сиюминутных обстоятельств вроде призов Московского кинофестиваля - да и любого другого тоже.

Мировое кино