Предложенные инженерами технические решения проверят на соответствие требованиям законодательства РФ, техрегламентов, строительных норм и правил. Предстоит оценить и экономическую эффективность проекта. При условии соблюдения всех указанных требований проектировщики гарантируют надежность, долговечность, безопасность моста, а также минимальный вред окружающей среде.
- Передача материалов изысканий в Главгосэкспертизу - это заключительный этап в согласовании проектной документации, - говорит глава Росавтодора Роман Старовойт. - Важно детально изучить этот масштабный проект и получить положительное заключение по инженерным и экологическим аспектам. Это позволит избежать сложностей при строительстве, исключить любые риски, которые могут повлиять на сроки работ и ввод сооружения в эксплуатацию.
Над проектом моста работают лучшие российские проектные, научно-исследовательские, экологические институты, а также лучшие эксперты в области инженерных изысканий. При этом учитывается множество серьезных факторов - от интенсивного судоходного трафика из Черного моря в Азовское до сложных геологических, климатических и сейсмических условий в проливе между Керчью и Таманью.
- Это грандиозный и масштабный проект, - отмечает гендиректор "Института Гипростроймост-Санкт-Петербург" Илья Рутман. - Такой длины мост в столь сжатые сроки и при таких сложных условиях в России еще не проектировали и не строили.
Подрядчик сообщает интересные технические детали запускаемого проекта. По расчетным данным инженеров, движение автомобилей будет осуществляться по четырем полосам со скоростью до 120 километров в час. В сутки трасса сможет пропускать до 40 тысяч автомобилей. Параллельно идущая железная дорога будет состоять из двух путей, по которым смогут ехать в Крым и обратно до 47 пар поездов в день. Пассажирские поезда смогут преодолевать Керченский пролив со скоростью 120 километров в час, а грузовые - 80. Проект предусматривает оптимальный режим функционирования перехода с учетом ежегодного увеличения транспортной нагрузки.
Не менее важно сохранение существующего напряженного судоходного трафика через Керченский пролив. Чтобы корабли могли беспрепятственно проплывать под мостом, в проекте предусмотрены арочные пролеты длиной 227 метров с надводным габаритом 35 метров. Решение о высоте судоходной арки принято согласно требованиям организаций, эксплуатирующих фарватер.
- Надводный габарит 35 метров позволит обеспечить свободное судоходство в этом регионе, - отметил замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин. - Азовское море - достаточно мелководное. Например, порты Таганрог и Ейск принимают суда с максимальной осадкой до 4,7 метра. Они имеют небольшие габариты по длине, ширине и высоте. В подавляющем большинстве высотный габарит не превышает 20 метров. В целом единая глубоководная система России выдерживает минимальный стандарт подмостового габарита, с учетом которого строятся мосты и суда. Габарит Керченского моста значительно выше этого стандарта.
Трасса берет начало на Таманском полуострове, проходит по существующей 5-километровой дамбе и выходит на остров Тузла. Затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун. Общая длина перехода составит 19 километров. Возведение моста в Тузлинском створе позволяет максимально обойти зоны активности грязевых вулканов, а также объекты историко-культурного наследия, включая крепость "Керчь". Важно и то, что строительство никак не повлияет на функционирование паромной переправы между портами "Кавказ" и "Крым", которая сегодня по сути является единственным транспортным коридором, соединяющим Крым с материковой Россией.
Чтобы запустить мост к 2019 году, проектировщики предлагают возводить мост одновременно по всему фронту строительства: его разделят на шесть участков. Сократить срок изготовления и монтажа конструкций позволит укрупненная сборка элементов перехода непосредственно на стройплощадках. Повысить надежность поставок позволит использование отечественных материалов, которые будут доставляться на таманский и керченский берега из разных регионов РФ.
Мост оборудуют инженерными коммуникациями, которые обеспечат его безопасность и бесперебойное функционирование. Это автоматизированная система управления дорожным движением, освещение, связь, а также комплекс по сбору, очистке и отводу дорожных поверхностных стоков, содержащих загрязнения и взвеси. Разработанные на стадии проектирования мероприятия позволят минимизировать отрицательное воздействие перехода на окружающую среду.
На экспертизу также будет передана программа по охране окружающей среды в рамках проекта. После получения положительного заключения Главгосэкспертизы РФ заказчик строительства транспортного перехода - ФКУ Упрдор "Тамань", - утвердит окончательные проектные решения.
Справка "РГ"
Государственный контракт на проектирование и строительство моста через Керченский пролив был подписан 17 февраля 2015 года между Федеральным казенным учреждением "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" (ФКУ Упрдор "Тамань", заказчик) Федерального дорожного агентства РФ и ООО "Стройгазмонтаж". В декабре 2018 года завершатся строительные работы и будет открыто движение по мосту в рабочем режиме. В 2019 году, после завершения всех пуско-наладочных работ и благоустройства территории, мост будет введен в эксплуатацию.