Ровно год назад автобус с российскими тележурналистами и украинскими матерями, поехавшими просить отпустить их детей из воинской части домой, был обстрелян военными.
- Это был рикошет, - вспоминает репортер РЕН-ТВ Виталий Ханин, это он на облетевшем весь мир видео пытается не дать пораженному пулей и лежащему на полу Кляну потерять сознание. - Когда по автобусу, отъехавшему, вроде, на безопасное расстояние был вторично открыт огонь, мы все ринулись внутрь, упали там на пол, а в открытую дверь автобуса влетела пуля, ударилась о поручень и попала в Толю. Он всю поездку вел себя совершенно безрассудно: мы все во время обстрелов лежали на полу, а он сидел спиной к водителю и спокойно снимал происходящее.
Бесстрашный профессионал, прошедший за 40 лет работы на телевидении все горячие точки от Афганистана до нынешней Сирии, Анатолий Клян вышел из них с боевыми наградами - медалями "За ратную доблесть" (это журналист то!) и медалью ордена "За заслуги перед отечеством" 2 степени. В последнюю командировку на Украину поехал, чуть ли не обрадовавшись, что украинские власти ввели ограничение по возрасту для россиян, въезжающих в страну, а ему в его 68, оказалось, можно!
- Никто не мог представить, что будет такая война и ребята поедут на нее. Поедут не только для того, чтобы делать свою работу, но и для того, чтобы быстрее прекратить это безумие, в котором российские журналисты стали целью неслучайно, - сказал на открытии доски первый заместитель главы администрации президента РФ Алексей Громов.
- В силу возраста и в силу опыта Толя мог не ехать в Украину. Но он поехал! - на церемонию открытия пришел и Генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев. - Наша профессия - это одна альпинистская цепочка, и, когда мы теряем идущего рядом, это невосполнимая потеря для всех звеньев этой цепочки.
- Мы ничего не можем изменить. Мы не можем вернуть год и спасти его, - сказал генеральный директор канала Константин Эрнст. - Нам остается только память, поэтому мы сегодня открываем доску - чтобы помнить.
Теперь Анатолий Клян будет каждый день встречать своих коллег у входя в здание, провожать их в командировки. Он снимал жизнь людей на войне, тем самым приближая мир, потому что у здравомыслящих людей та картинка, что снимал "дядя Толя", как его зовут коллеги, ничего, кроме шока, вызвать не может.
На смену Кляну уже пришли другие журналисты, которые будут продолжать ездить в командировки, на смертельно опасные съемки, но хотелось бы, чтобы эта мемориальная доска - и в Останкино, и на зданиях других телеканалов, стала последней.
Оператор Первого канала Анатолий Клян