08.07.2015 11:52
Культура

Реставрацию фресок Рублева во Владимире раскритиковали эксперты

Специалисты раскритиковали предстоящую реставрацию фресок Рублева
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №146 (6717)
В Успенском соборе Владимира вскоре начнется реставрация фресок Андрея Рублева. Соответствующий конкурс, объявленный Министерством культуры РФ, выиграла компания "Владимирреставрация".
Читать на сайте RG.RU

Согласно условиям аукциона, предусмотрено укрепление красочного слоя, удаление копоти, остатков клеевых наслоений и плесени, шпаклевка утраченного грунта, тонировка утрат. Консервационно-реставрационные работы на живописи Рублева 1408 года, а также росписях XII и XIII веков должны быть закончены до 31 октября 2016-го и обойдутся в 27 миллионов рублей.

Известно, что последняя масштабная реставрация рублевских фресок проводилась более 30 лет назад - с 1975 по 1982 годы. И сейчас, по оценкам владимирских специалистов, они находятся в плохом состоянии. Казалось бы, в этих условиях инициатива минкульта очень своевременна, и ее надо только приветствовать. Однако план по спасению уникальных росписей вызвал неоднозначную реакцию в культурных кругах Владимира.

МИД будет добиваться включения Дивногорья в реестр ЮНЕСКО

Так, с резкой критикой предстоящих работ выступил Александр Скворцов, глубоко изучивший эту проблему за 40 лет работы во владимирской реставрации и руководивший восстановлением фресок Успенского собора, начиная с 2008-го. Он ссылается на "Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия", прописанный в Национальном стандарте РФ 2014 года.

- Что касается консервационных и реставрационных работ на произведениях монументальной живописи, то они должны производиться только после завершения ремонтно-реставрационных работ и очистки помещений, - настаивает он. А таких работ, по его мнению, в Успенском соборе осталось еще немало.

На памяти академика Скворцова фрески пережили уже две трагедии. Первая - протечки, которые начались в 1980-е годы. Тогда металлическую кровлю поменяли на медную, закрепив листы саморезами. Из-за большой парусности крыши заклепки вскоре вылетели, вода потекла внутрь собора и дошла до фресок Рублева. Начался процесс разрушения не только белого камня, но и штукатурного слоя. Это зафиксировано протоколами десятков министерских комиссий. Но за 30 лет, несмотря на призывы, кардинальных изменений не произошло. А тем временем появилась новая проблема.

- В 2011 году по просьбе Владимиро-Суздальского музея-заповедника я готовил перспективную программу по реставрации, - рассказывает Александр Скворцов. - В ней описал все проблемы от фундамента до крыши. Предлагал начать с крестов. Они проржавели, вода уже проникла в подкрестные яблоки и может попасть в собор.

Температура воздуха в храме должна быть 18-19 градусов тепла, влажность - 55-60 процентов. Но после реставрации 1970-х - начала 1980-х годов система температурно-влажностного режима не была доведена до завершения. Тепло запустили, а до кондиционирования дело не дошло. Вентиляция работала с обратным эффектом: забирала воздух изнутри - и еще более грязный выбрасывала обратно.

Правда, в 2014-м музей запустил новую систему отопления и кондиционирования, которая должна снять многие проблемы. Но режим пока не отлажен в так называемых "застойных зонах" подкупольного пространства, где отсутствует проветривание. Влажный теплый воздух устремляется вверх, осаждается на сводах - и начинается процесс конденсации. Последние наблюдения показали, что здесь продолжается активное разрушение живописи, в том числе и рублевских фресок.

Для реставраторов владимирской школы всегда было неизменным правило последовательности работ в интерьерах Успенского собора: начинать нужно с верхних уровней, а заканчивать - в нижних. Иначе грязь, копоть, пыль и вода будет оседать на отреставрированных внизу фресках. Шоком для специалистов стала реставрация "снизу вверх" фресок XIX-XX веков, которую в 2013 году здесь проводила фирма "Вифания".

На этот раз государство готово заплатить за сохранение фресок 28 миллионов рублей

Реальную опасность для шедевра представляет и огромный пятиярусный иконостас. Нигде не собирается столько грязи, копоти, химических веществ после сжигания свеч. Это может отразиться и на фресках Рублева, чем их ни закрывай. И заниматься с ними, не выполнив работы с иконостасом, специалисты считают грубой ошибкой.

- А все потому, что, работая внизу, можно взять более легкие и быстрые деньги, ведь наверху сложнее. Деньги быстрые, а качество хуже. Из-за такой неразберихи реставрационные работы выходят в 2-3 раза дороже, - убежден Александр Скворцов.

В Твери суд обязал военных убрать склад ГСМ из монастыря

Ветераны вспоминают, что прежде на фрески выделялось по 500-600 тысяч рублей. Лишь недавно, учитывая крайнюю необходимость выведения рублевских росписей из аварийного состояния, было получено 5-6 миллионов. Но на этот раз государство готово платить за сохранение фресок 28 миллионов рублей! И владимирские реставраторы задаются вопросом, как высчитана эта огромная сумма? Леса в соборе были сняты еще в прошлом году. А без них, без натурного исследования визуально составить ведомости объемов предстоящих работ, где все прописано в сантиметрах, невозможно. Не создается ли таким образом питательная среда для злоупотреблений?

- К примеру, в смете "Вифании" объемы были завышены в два раза, - вспоминает академик Скворцов, осуществлявший контроль над реставрационными работами в Успенском соборе. - И чтобы выйти на эту смету, пришлось заставлять фирму выполнять дополнительные работы. Не всегда нужны большие деньги. Объект нельзя нагружать сразу - это вредно, нужна последовательность процесса.

Любые серьезные реставрационные работы начинаются с методики. Но где ее взять, если в последнее время научно-исследовательских опытных работ, которые легли бы в ее основу, не проводилось? Реставрация поздних фресок Успенского собора ведется уже более шести лет - с 2008 года, напоминает Александр Скворцов. За это время можно было сделать химические и физико-химические исследования фресок Рублева: красочного слоя, поверхностных загрязнений, штукатурки, изучить ситуацию в мертвых застойных зонах. Однако ничего этого не сделано, поэтому масштабы проблемы туманны.

К сожалению, существующая система конкурсов учитывает не потребности памятника, а возможности подрядной организации. Чтобы решить этот вопрос, академик Скворцов в январе 2014 года на страницах "РГ" предложил Успенский собор и аналогичные ему по значению памятники включить в особый список объектов, реставрацию которых можно доверять только специалистам высшего класса. И подчеркнул, что пресловутый 94-й Федеральный закон о госзакупках распространяться на них не должен.

Воронежский митрополит рассказал о конспирации

Это заявление было сделано после скандальной реставрации фресок XIX-XX веков Успенского собора. Нынешний проект еще не стартовал, а негативных моментов вокруг него хоть отбавляй. Это происходит из-за келейности, считают специалисты. Работы на таких объектах нужно обсуждать широко, с привлечением интеллигенции.

Прежде все вопросы, связанные с культурой, рассматривались на общественном научно-методическом совете при департаменте культуры, куда входили известные владимирцы, в том числе реставраторы. Но совет почил в бозе. Местных специалистов, несмотря на заслуги и регалии, теперь к обсуждению не допускают. Неудивительно, что у некоторых из них складывается мнение, что из фресок Рублева кто-то сделал "кормушку" на долгие годы. Только пойдет ли это на пользу мировому шедевру?

Живопись Владимир Центральная Россия Минкультуры