Согласно условиям аукциона, предусмотрено укрепление красочного слоя, удаление копоти, остатков клеевых наслоений и плесени, шпаклевка утраченного грунта, тонировка утрат. Консервационно-реставрационные работы на живописи Рублева 1408 года, а также росписях XII и XIII веков должны быть закончены до 31 октября 2016-го и обойдутся в 27 миллионов рублей.
Известно, что последняя масштабная реставрация рублевских фресок проводилась более 30 лет назад - с 1975 по 1982 годы. И сейчас, по оценкам владимирских специалистов, они находятся в плохом состоянии. Казалось бы, в этих условиях инициатива минкульта очень своевременна, и ее надо только приветствовать. Однако план по спасению уникальных росписей вызвал неоднозначную реакцию в культурных кругах Владимира.
Так, с резкой критикой предстоящих работ выступил Александр Скворцов, глубоко изучивший эту проблему за 40 лет работы во владимирской реставрации и руководивший восстановлением фресок Успенского собора, начиная с 2008-го. Он ссылается на "Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия", прописанный в Национальном стандарте РФ 2014 года.
- Что касается консервационных и реставрационных работ на произведениях монументальной живописи, то они должны производиться только после завершения ремонтно-реставрационных работ и очистки помещений, - настаивает он. А таких работ, по его мнению, в Успенском соборе осталось еще немало.
На памяти академика Скворцова фрески пережили уже две трагедии. Первая - протечки, которые начались в 1980-е годы. Тогда металлическую кровлю поменяли на медную, закрепив листы саморезами. Из-за большой парусности крыши заклепки вскоре вылетели, вода потекла внутрь собора и дошла до фресок Рублева. Начался процесс разрушения не только белого камня, но и штукатурного слоя. Это зафиксировано протоколами десятков министерских комиссий. Но за 30 лет, несмотря на призывы, кардинальных изменений не произошло. А тем временем появилась новая проблема.
- В 2011 году по просьбе Владимиро-Суздальского музея-заповедника я готовил перспективную программу по реставрации, - рассказывает Александр Скворцов. - В ней описал все проблемы от фундамента до крыши. Предлагал начать с крестов. Они проржавели, вода уже проникла в подкрестные яблоки и может попасть в собор.
Температура воздуха в храме должна быть 18-19 градусов тепла, влажность - 55-60 процентов. Но после реставрации 1970-х - начала 1980-х годов система температурно-влажностного режима не была доведена до завершения. Тепло запустили, а до кондиционирования дело не дошло. Вентиляция работала с обратным эффектом: забирала воздух изнутри - и еще более грязный выбрасывала обратно.
Правда, в 2014-м музей запустил новую систему отопления и кондиционирования, которая должна снять многие проблемы. Но режим пока не отлажен в так называемых "застойных зонах" подкупольного пространства, где отсутствует проветривание. Влажный теплый воздух устремляется вверх, осаждается на сводах - и начинается процесс конденсации. Последние наблюдения показали, что здесь продолжается активное разрушение живописи, в том числе и рублевских фресок.
Для реставраторов владимирской школы всегда было неизменным правило последовательности работ в интерьерах Успенского собора: начинать нужно с верхних уровней, а заканчивать - в нижних. Иначе грязь, копоть, пыль и вода будет оседать на отреставрированных внизу фресках. Шоком для специалистов стала реставрация "снизу вверх" фресок XIX-XX веков, которую в 2013 году здесь проводила фирма "Вифания".
Реальную опасность для шедевра представляет и огромный пятиярусный иконостас. Нигде не собирается столько грязи, копоти, химических веществ после сжигания свеч. Это может отразиться и на фресках Рублева, чем их ни закрывай. И заниматься с ними, не выполнив работы с иконостасом, специалисты считают грубой ошибкой.
- А все потому, что, работая внизу, можно взять более легкие и быстрые деньги, ведь наверху сложнее. Деньги быстрые, а качество хуже. Из-за такой неразберихи реставрационные работы выходят в 2-3 раза дороже, - убежден Александр Скворцов.
Ветераны вспоминают, что прежде на фрески выделялось по 500-600 тысяч рублей. Лишь недавно, учитывая крайнюю необходимость выведения рублевских росписей из аварийного состояния, было получено 5-6 миллионов. Но на этот раз государство готово платить за сохранение фресок 28 миллионов рублей! И владимирские реставраторы задаются вопросом, как высчитана эта огромная сумма? Леса в соборе были сняты еще в прошлом году. А без них, без натурного исследования визуально составить ведомости объемов предстоящих работ, где все прописано в сантиметрах, невозможно. Не создается ли таким образом питательная среда для злоупотреблений?
- К примеру, в смете "Вифании" объемы были завышены в два раза, - вспоминает академик Скворцов, осуществлявший контроль над реставрационными работами в Успенском соборе. - И чтобы выйти на эту смету, пришлось заставлять фирму выполнять дополнительные работы. Не всегда нужны большие деньги. Объект нельзя нагружать сразу - это вредно, нужна последовательность процесса.
Любые серьезные реставрационные работы начинаются с методики. Но где ее взять, если в последнее время научно-исследовательских опытных работ, которые легли бы в ее основу, не проводилось? Реставрация поздних фресок Успенского собора ведется уже более шести лет - с 2008 года, напоминает Александр Скворцов. За это время можно было сделать химические и физико-химические исследования фресок Рублева: красочного слоя, поверхностных загрязнений, штукатурки, изучить ситуацию в мертвых застойных зонах. Однако ничего этого не сделано, поэтому масштабы проблемы туманны.
К сожалению, существующая система конкурсов учитывает не потребности памятника, а возможности подрядной организации. Чтобы решить этот вопрос, академик Скворцов в январе 2014 года на страницах "РГ" предложил Успенский собор и аналогичные ему по значению памятники включить в особый список объектов, реставрацию которых можно доверять только специалистам высшего класса. И подчеркнул, что пресловутый 94-й Федеральный закон о госзакупках распространяться на них не должен.
Это заявление было сделано после скандальной реставрации фресок XIX-XX веков Успенского собора. Нынешний проект еще не стартовал, а негативных моментов вокруг него хоть отбавляй. Это происходит из-за келейности, считают специалисты. Работы на таких объектах нужно обсуждать широко, с привлечением интеллигенции.
Прежде все вопросы, связанные с культурой, рассматривались на общественном научно-методическом совете при департаменте культуры, куда входили известные владимирцы, в том числе реставраторы. Но совет почил в бозе. Местных специалистов, несмотря на заслуги и регалии, теперь к обсуждению не допускают. Неудивительно, что у некоторых из них складывается мнение, что из фресок Рублева кто-то сделал "кормушку" на долгие годы. Только пойдет ли это на пользу мировому шедевру?