09.07.2015 04:44
Власть

Росграница: 90% пунктов пропуска в ДФО не соответствуют требованиям

В обустройство погранпереходов на Дальнем Востоке привлекают частный капитал
Текст:  Ольга Лебедева
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6719)
На территории Дальневосточного федерального округа в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) реализуется 17 инвестиционных проектов по реконструкции и техническому оснащению пунктов пропуска (ПП) через госграницу Российской Федерации. В результате 14 переходов - восемь морских, пять воздушных и один смешанный - обретут новый облик, современное оборудование и, главное, наконец-то будут действовать эффективно.
Читать на сайте RG.RU
Дмитрий Медведев утвердил три первые ТОР на Дальнем Востоке

Пока же порядка 90 процентов ПП не соответствуют установленным требованиям. Но после смены руководства Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграницы) коренным образом изменились подходы к содержанию и деятельности пунктов пропуска. Напомним, бывший глава ведомства и ряд его подчиненных обвиняются в крупных (свыше миллиарда рублей) хищениях из средств ФЦП "Развитие государственной границы РФ на 2003-2011 годы".

Новое руководство Росграницы оперативно провело инвентаризацию дальневосточных пунктов пропуска. Их в ДФО законодательством установлено 63, но пока построено 58.

- В нынешней экономической ситуации, как считают в нашем ведомстве, необходимо нацелиться на максимально эффективное использование бюджетных средств, - говорит руководитель Дальневосточного территориального управления (ДВТУ) Росграницы Алексей Лапинков. - В этих условиях руководство Росграницы решило, с одной стороны, сосредоточить усилия и финансы прежде всего на погранпереходах в Республике Крым и на Дальнем Востоке, с другой - вести обустройство ПП на принципах государственно-частного партнерства.

В настоящее время на Дальнем Востоке реконструируют и переоснащают 14 пунктов пропуска через госграницу из 49 действующих

Так, например, в реконструкцию пункта пропуска "Беринговский" на Чукотке вкладывает деньги компания, специализирующаяся на транспортировке грузов. В регионе создается ТОСЭР, основным элементом которой будет разработка Беринговского каменноугольного бассейна. Еще одна транспортная компания уже завершила первый этап инвестпроекта по строительству участка в морском пункте пропуска "Ванино" в Хабаровском крае и в феврале нынешнего года приступила к возведению двух пирсов для обработки навалочных грузов. А к развитию морского ПП "Владивосток" проявили интерес сразу три инвестора, намеренных переваливать здесь уголь и сжиженный природный газ.

В Росгранице допустили нарушения при расходовании средств бюджета

- Тем не менее деятельность пунктов пропуска необходимо оптимизировать. Прежде всего следует отказаться от неработающих и неэффективных и сосредоточить внимание на тех, которые необходимы для роста международной торговли, туризма и развития приграничных территорий, - уверен глава ДВТУ Росграницы.

Кстати, в июне были объединены два пункта пропуска, находящихся в пределах порта Посьет в Приморском крае.

- В числе неэффективных, на наш взгляд, - ПП "Константиновка" и "Ушаково" в Приамурье, морские пункты "Поронайск", "Александровск-Сахалинский" в Сахалинской области, - отмечает Алексей Лапинков. - ДВТУ Росграницы неоднократно, уже в течение ряда лет обращалось к властям регионов: докажите, что эти пункты пропуска нужны, предложите варианты их развития, увеличения грузо- и пассажиропотока через них. Но мы так и не дождались конкретных ответов, нет экономического обоснования сохранения таких ПП. Власти субъектов РФ и не нагружают эти переходы в полной мере, и на их закрытие не идут.

А ведь отказ от простаивающих без дела пунктов даст заметную экономию бюджетных средств.

Кстати

На заседании межведомственной комиссии при полномочном представителе президента РФ в ДФО по пограничной политике было предложено не закрывать пункты пропуска, а изыскать ресурсы для их обустройства. Специалисты считают, что наиболее рациональный путь развития погранпереходов - опора на методы государственно-частного партнерства, и ставку надо делать на заинтересованность бизнеса в строительстве и дальнейшем использовании инфраструктуры пунктов пропуска.

Спецслужбы ВЭД Хабаровский край Чукотский АО Приморский край Сахалинская область Амурская область Минтранс Дальний Восток