Эдуард Вениаминович, вы работаете в сфере финансов и управления активами. Как получилось, что вы стали еще и детским писателем?
Эдуард Матвеев: Наверное, все началось с моих собственных детей. В 2008 году старшая дочь Лида - тогда ей было восемь лет - пришла ко мне на работу. Она услышала о продаже акций и спросила, что это такое. Я задумался, как объяснить непростые вещи, чтобы ребенку не стало скучно.
Так появилась "Лесная биржа", сказка о волшебном лесе, где финансовые отношения выстраивают между собой Сова, Бобер, Медведь, Волк и другие говорящие животные. Они расплачиваются друг с другом золотыми желудями, создают компании, переживают инфляцию и кризис. Оказалось, что книгу с удовольствием читают не только школьники, но и их родители.
Затем возникла идея написать экономическую сказку для самых маленьких. Дошкольникам сложно воспринимать информацию об абстрактном волшебном лесе. Им нужен персонаж, с которым можно себя ассоциировать. Так появилась книга "Дима и Совенок". Прототипом главного героя стал мой средний сын Дима.
В книге мальчик спас жизнь говорящему Совенку из волшебного леса. И он начал обучать Диму основам финансовой грамотности.
Дети смогут применять на практике знания, полученные из сказок?
Эдуард Матвеев: Конечно, в этом и заключается главная задумка. Маленькие читатели легко запоминают сказочные сюжеты, а потом могут соотносить ситуации, описанные в книге, с реальными обстоятельствами.
К примеру, в книге "Дима и Совенок" есть глава, посвященная закону о защите прав потребителей. Там Дима и его папа купили некачественный диск и смогли обменять его в магазине, потому что сохранили чек. Так вот, как-то моя супруга с сыном, реальным Димой, пошли в магазин и случайно что-то разбили. И шестилетний ребенок начал рассказывать маме о правах потребителей. А еще посоветовал сохранить чек - на случай, если какой-то товар окажется некачественным.
С какого возраста, по вашему мнению, с детьми можно говорить о деньгах?
Эдуард Матвеев: Считается, что ребенок готов постигать основы финансовой грамотности, когда он начинает проявлять интерес к экономическим взаимоотношениям. Условно говоря, если ваш сын захотел расплатиться в магазине самостоятельно или попросил деньги на ту или иную вещь, пора заводить разговор о финансах.
А нужны ли детям карманные деньги? И как организовать этот процесс: давать деньги просто так или поощрять за хорошую учебу, помощь по дому, какую-то работу?
Эдуард Матвеев: Выделять детям карманные деньги необходимо, если это позволяет семейный бюджет. Здесь есть несколько основных правил. Во-первых, поток денег должен быть постоянным, чтобы ребенок мог планировать свои расходы. Тогда у него появится выбор: потратить деньги сейчас на какие-то мелочи, сладости, недорогие игрушки или сохранить капитал, чтобы позже купить что-то "фундаментальное".
Во-вторых, ребенку нельзя платить за отметки и за помощь по дому. Потому что потом он откажется учиться и помогать бесплатно. Дети должны понимать, что семья живет общей коммуной и у всех членов семьи есть обязанности друг перед другом. Родители ходят на работу, дети получают знания, все вместе они готовят еду и наводят чистоту.
В-третьих, я бы посоветовал предоставлять ребенку возможность зарабатывать деньги. Когда он сходил в школу, сделал уроки, помыл посуду, он может выполнить работу, которая не входит в круг домашних обязанностей.
К примеру, мои дети за деньги моют машину, набирают на компьютере тексты. Здесь важно чувствовать грань между работой и тем, что ребенок должен делать бесплатно как полноправный член семьи.
Как тратить карманные деньги
Сказочный Совенок порекомендовал Диме разделить карманные деньги на три части. Первую часть тратить на мелкие сиюминутные нужды, к примеру на сладости. Вторую - откладывать на крупные покупки, третью - потратить на доброе дело.