21.07.2015 00:41
Экономика

Бизнес получит законные инструменты лоббирования интересов

Бизнес получит законные инструменты лоббирования интересов
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - : №28 (1007)
Депутаты предложили законодательно урегулировать продвижение интересов коммерческих организаций и предпринимателей в государственных и местных органах. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение в комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству депутатом Николаем Левичевым. В документе вводится определение понятия "продвижение интересов", запрет на продвижение интересов в органах судебной власти и случаи, которые не являются продвижением интересов.
Читать на сайте RG.RU

Законодатели определили порядок заключения договора на продвижение интересов, перечень лиц, которые не могут быть представителями интересов, их права и обязанности и перечень должностных лиц, с которыми имеет право взаимодействовать представитель интересов. Также устанавливается порядок организации деятельности саморегулируемой организации представителей интересов и вводится единый государственный реестр СРО представителей интересов. Государственное регулирование деятельности по продвижению интересов будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ.

Эксперт: Бизнес не спешит назначать в компании двух и более директоров

По мнению разработчиков, принятие закона "О лоббизме" позволит создать "четкие правила игры" при взаимодействии бизнеса и власти. Представители делового сообщества согласны с тем, что закон необходим, но при этом они обращают внимание на то, что он должен иметь четкие механизмы регулирования и распространяться не только на предпринимателей.

"Необходимость такого закона очевидна. Он должен регулировать отношения любых общественных объединений с властями. Поэтому закон должен быть достаточно широким и иметь механизмы прямого действия, - отметил сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. - Во многих странах давно работают законы "О лоббизме", они определяют, в каких случаях встреча с чиновником правомочна, а в каких нет, регулируют процедуры экспертизы. Все эти детали должны быть прописаны в законопроекте, он не должен ограничиваться лозунгами и общими нормами".

Работникам малых предприятий стали чаще давать медстраховку

Эксперты отметили также, что действующее законодательство содержит достаточно инструментов, с помощью которых граждане и их группы могут участвовать в решении государственных (муниципальных) вопросов. Отсутствует в действующем законодательстве и запрет лоббирования. "А предлагаемый законопроект фактически вводит такой запрет без достаточных к тому оснований. Совершенно неуместным, как ограничивающим право граждан на участие в управлении делами государства, представляется установление барьера в виде обязательного участия в неком СРО. Более того, законопроект входит в сферу регулирования уже существующих законов, дублирует их во многих положениях, а где-то и прямо противоречит таким положениям, - отметил советник адвокатского бюро DS Law Денис Зайцев. - В целом законопроект достаточно сырой как в части идей, заложенных в тексте документа, так и по технике изложения таких идей".

Это не первая попытка принять закон, препятствующий применению практики лоббизма в России. Такие попытки совершаются регулярно уже почти 20 лет. "Ранее подобные законопроекты не встречали поддержки со стороны политической элиты. Лоббизм - не российское изобретение, он есть везде, где есть законодательная власть, его невозможно искоренить, но можно перевести в русло законности, сделать контролируемым. С точки зрения здравого смысла это не повредит ни власти, ни бизнесу, ни даже избирателям, которые получат доступ к информации, чьи интересы лоббируют избранные ими депутаты. Это также как минимум позволит снизить уровень коррупции и вывести миллиарды рублей из теневого сектора. Единый реестр представителей интересов позволит точно отслеживать возможные "корни" законодательных инициатив и не допускать возможного влияния, например, внешних политических сил или запрещенных на территории РФ организаций, на формирование законодательной базы", - считает руководитель практики разрешения споров компании "Горизонт Капитал" Василий Ицков.

В России отменили ограничения на электронный документооборот

Каждое появление новой редакции законопроекта "О лоббизме" вызывает напряжение. "Предприниматели опасаются, что закон может быть принят без широкого обсуждения, - объяснил Антон Данилов-Данильян. - Сейчас комплексного законодательства в этой части нет, хотя есть попытки правительства своими силами оформить сферу лоббирования через механизм оценки регулирующего воздействия законов. Он предполагает сбор замечаний, предложений и отзывов со стороны делового сообщества. В Законе о госслужбе есть механизмы, регулирующие поведение чиновников при получении подарков и участия в поездках на конференции разных уровней. Есть также сложившаяся практика деятельности общественных организаций, представляющих интересы бизнеса. Они регулярно участвуют в обсуждении законов, вырабатывают консолидированную позицию, встречаются с группами предпринимателей. Это элементы цивилизованного лоббизма. Но в законодательстве есть дыры, которые дают возможность недобросовестным бизнесменам использовать взяточничество для отстаивания своих интересов".

Руководитель центра "Общественная Дума" Роман Терехин подтвердил, что зачастую все попытки лоббизма сводятся к коррупционным и теневым механизмам (взятки, знакомства и т.п.): "В основном сейчас бизнес в процессе взаимодействия с властью представляют общественные организации, фонды, связанные с предпринимательством и представлением его прав. Форм общения бизнеса и власти довольно мало и они, как правило, выражены консультированием и экспертизами. В целом законопроект можно оценить положительно. Он затрагивает наиболее важные нюансы лоббирования, не содержит явных недочетов и несоответствий. В нынешней редакции он вполне может хорошо заработать. Но в ходе его реализации, скорее всего, понадобятся дополнительные уточняющие нормативные акты, как это обычно и бывает на практике".

Бизнес