Законодатели определили порядок заключения договора на продвижение интересов, перечень лиц, которые не могут быть представителями интересов, их права и обязанности и перечень должностных лиц, с которыми имеет право взаимодействовать представитель интересов. Также устанавливается порядок организации деятельности саморегулируемой организации представителей интересов и вводится единый государственный реестр СРО представителей интересов. Государственное регулирование деятельности по продвижению интересов будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством РФ.
По мнению разработчиков, принятие закона "О лоббизме" позволит создать "четкие правила игры" при взаимодействии бизнеса и власти. Представители делового сообщества согласны с тем, что закон необходим, но при этом они обращают внимание на то, что он должен иметь четкие механизмы регулирования и распространяться не только на предпринимателей.
"Необходимость такого закона очевидна. Он должен регулировать отношения любых общественных объединений с властями. Поэтому закон должен быть достаточно широким и иметь механизмы прямого действия, - отметил сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. - Во многих странах давно работают законы "О лоббизме", они определяют, в каких случаях встреча с чиновником правомочна, а в каких нет, регулируют процедуры экспертизы. Все эти детали должны быть прописаны в законопроекте, он не должен ограничиваться лозунгами и общими нормами".
Эксперты отметили также, что действующее законодательство содержит достаточно инструментов, с помощью которых граждане и их группы могут участвовать в решении государственных (муниципальных) вопросов. Отсутствует в действующем законодательстве и запрет лоббирования. "А предлагаемый законопроект фактически вводит такой запрет без достаточных к тому оснований. Совершенно неуместным, как ограничивающим право граждан на участие в управлении делами государства, представляется установление барьера в виде обязательного участия в неком СРО. Более того, законопроект входит в сферу регулирования уже существующих законов, дублирует их во многих положениях, а где-то и прямо противоречит таким положениям, - отметил советник адвокатского бюро DS Law Денис Зайцев. - В целом законопроект достаточно сырой как в части идей, заложенных в тексте документа, так и по технике изложения таких идей".
Это не первая попытка принять закон, препятствующий применению практики лоббизма в России. Такие попытки совершаются регулярно уже почти 20 лет. "Ранее подобные законопроекты не встречали поддержки со стороны политической элиты. Лоббизм - не российское изобретение, он есть везде, где есть законодательная власть, его невозможно искоренить, но можно перевести в русло законности, сделать контролируемым. С точки зрения здравого смысла это не повредит ни власти, ни бизнесу, ни даже избирателям, которые получат доступ к информации, чьи интересы лоббируют избранные ими депутаты. Это также как минимум позволит снизить уровень коррупции и вывести миллиарды рублей из теневого сектора. Единый реестр представителей интересов позволит точно отслеживать возможные "корни" законодательных инициатив и не допускать возможного влияния, например, внешних политических сил или запрещенных на территории РФ организаций, на формирование законодательной базы", - считает руководитель практики разрешения споров компании "Горизонт Капитал" Василий Ицков.
Каждое появление новой редакции законопроекта "О лоббизме" вызывает напряжение. "Предприниматели опасаются, что закон может быть принят без широкого обсуждения, - объяснил Антон Данилов-Данильян. - Сейчас комплексного законодательства в этой части нет, хотя есть попытки правительства своими силами оформить сферу лоббирования через механизм оценки регулирующего воздействия законов. Он предполагает сбор замечаний, предложений и отзывов со стороны делового сообщества. В Законе о госслужбе есть механизмы, регулирующие поведение чиновников при получении подарков и участия в поездках на конференции разных уровней. Есть также сложившаяся практика деятельности общественных организаций, представляющих интересы бизнеса. Они регулярно участвуют в обсуждении законов, вырабатывают консолидированную позицию, встречаются с группами предпринимателей. Это элементы цивилизованного лоббизма. Но в законодательстве есть дыры, которые дают возможность недобросовестным бизнесменам использовать взяточничество для отстаивания своих интересов".
Руководитель центра "Общественная Дума" Роман Терехин подтвердил, что зачастую все попытки лоббизма сводятся к коррупционным и теневым механизмам (взятки, знакомства и т.п.): "В основном сейчас бизнес в процессе взаимодействия с властью представляют общественные организации, фонды, связанные с предпринимательством и представлением его прав. Форм общения бизнеса и власти довольно мало и они, как правило, выражены консультированием и экспертизами. В целом законопроект можно оценить положительно. Он затрагивает наиболее важные нюансы лоббирования, не содержит явных недочетов и несоответствий. В нынешней редакции он вполне может хорошо заработать. Но в ходе его реализации, скорее всего, понадобятся дополнительные уточняющие нормативные акты, как это обычно и бывает на практике".