Статистика - известная, проблема - наболевшая. Но почему о ней вспоминают только тогда, когда молодой человек умирает от инфаркта в аэропорту? Делаются громкие заявления, проводятся расследования. Потом инцидент забывается, а проблема никуда не уходит.
Спасет электрошок
По статистике, 26 процентов практически здоровых россиян находятся под угрозой внезапной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний. При этом большинство летальных случаев происходит не в больницах. Знакомая многим картина: лежит человек на полу в метро или торговом центре. Рядом - толпа: кто-то вызывает "скорую", кто-то глазеет. А шансы несчастного на жизнь с каждой минутой уменьшаются на 10 процентов. Через 10-15 минут врачи уже ничем не могут ему помочь.
Основная причина таких несчастных случаев - фибрилляция желудочков сердца: мышца хаотически сокращается, а кровь не идет. Непрямой массаж и искусственное дыхание помогут больному продержаться какое-то время. Но единственный способ заново запустить сердце - это электрошок, дефибрилляция.
- Наш уровень медицины не позволяет точно выделить группу риска внезапной сердечной смерти и предупредить ее, имплантировав подкожные дефибрилляторы. У большей части жертв до самой смерти никогда не наблюдалось важных клинических симптомов, - говорит профессор кафедры профилактической и неотложной кардиологии Первого МГМУ имени Сеченова Филипп Копылов. - Поэтому так важно запустить программу общедоступной дефибрилляции. Размещать автоматические аппараты в общественных местах, обучать основам реанимации непрофессионалов.
В школе, такси и казино
На Западе и в США этой проблемой занимаются более 20 лет. Дефибрилляторы давно стоят не только в каждом аэропорту и на вокзалах, они есть в полицейских машинах, торговых центрах, даже школах. В Швеции, например, в порядке эксперимента дефибрилляторами оснастили несколько такси, а водителей обучили первой помощи. Центральная диспетчерская, связанная со службой спасения, направляет ближайшую машину к пострадавшему человеку. Водитель может сам запустить остановившееся сердце, чтобы сэкономить время до приезда "скорой". Несколько человек удалось спасти.
Другой пример - казино в США. Закрытые помещения, толпы людей в состоянии стресса, как следствие - регулярные случаи внезапной сердечной смерти. 15 лет назад в 10 заведениях администрация установила автоматические наружные дефибрилляторы, а охранники прошли курсы по спасению жизни. Результат впечатляет: из тех, кто получил помощь в течение трех минут, выжили 74 процента. Это при том, что без помощи выживают около 8 процентов людей.
А в прошлом году студент из Голландии построил прототип медицинского коптера, который может доставить дефибриллятор в радиусе 12 квадратных километров за одну минуту. Принцип работы - проще некуда. Дрон перехватывает звонки в "скорую" и отправляется на место происшествия. Благодаря установленной камере оператор винтокрылой машины - парамедик может наблюдать за ЧП и по микрофону подсказывать людям, которые находятся рядом с пострадавшим, какие принимать меры.
Юридический "тормоз"
Установка дефибрилляторов во всем цивилизованном мире - уже не просто частные инициативы или рекомендации профессиональных сообществ. Это становится нормой закона. Пример - США, Италия, Великобритания, Австрия. Основной тренд - права на использование автоматических наружных дефибрилляторов получают пожарные, полицейские, добровольцы, обученные приемам реанимации.
- Постепенно эти права даются и людям без специальной подготовки, как это сделано почти во всех штатах США, - рассказывает Филипп Копылов. - В Европейском союзе ситуация тоже меняется. Раньше ставить дефибрилляторы в общественных местах было разрешено. А теперь постепенно вводится такая законодательная обязанность. Западные медицинские сообщества регулярно издают рекомендации. Например: в местах, где в течение 16 часов находятся 250 человек старше 50 лет, должны стоять такие приборы. И чтоб добраться до них можно было бы за 1,5 минуты быстрым шагом.
Где и в каком количестве ставить дефибрилляторы, рассчитывают с помощью математических моделей, основанных на статистике посещаемости общественных мест. Кроме того, разрабатываются системы мобильного оповещения добровольцев, обученных спасению людей.
В России эта сфера законодательством толком не регулируется. Да, есть ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (N 323-ФЗ), который вводит понятие "первой помощи". Есть перечень мероприятий по оказанию таковой, установленный приказом Минздравсоцразвития N 477н. Но автоматическая наружная дефибрилляция не упомянута нигде.
В Министерстве здравоохранения РФ "РГ" рассказали, что вопрос - очень сложный, он активно обсуждается экспертами. Но быстро его не решить.
- Работа над нормативными актами, регулирующими установку и применение данных устройств, может начаться только после проработки вопроса в профессиональном сообществе. Также вопросы, связанные с техникой безопасности его применения, будут определены позже, - пояснили в ведомстве.
Интересная инициатива родилась в Свердловской области. Местное министерство здравоохранения, не дожидаясь "обязаловки", решило установить 50 дефибрилляторов. Правда, с оговоркой: доступ к аппаратам должны иметь или медработники, или специально обученные добровольцы. Среди возможных объектов - аэропорт, вокзалы, стадионы, театры и т. д.
- Вместе с руководителями предприятий изучается вопрос по установке портативных дефибрилляторов в местах массового скопления людей, - пояснили "РГ" в свердловском ведомстве.
"Умный" прибор
В Москве пару лет назад автоматический дефибриллятор установили в парке "Сокольники". "РГ" позвонила в администрацию парка: работает дефибриллятор? Там подтвердили: работает. Правда, воспользоваться им может только "скорая". Хотя во всех машинах "скорой" есть или, по крайней мере, должны быть свои дефибрилляторы...
Зато администрации аэропортов после прошлогодней смерти челябинца на борту самолета урок усвоили. В Шереметьево - 3 здравпункта и медсанчасть. Везде есть дефибрилляторы. А еще дежурит реанимобиль Центра медицины катастроф. В Домодедово - похожая картина, там рассматривают возможность поставить несколько автоматических наружных аппаратов, но когда проект будет реализован, неизвестно. Дефибрилляторы есть и в 186 медпунктах на крупных железнодорожных вокзалах.
А вот в одном из крупнейших столичных торговых комплексов затруднились сказать, есть ли у них дефибриллятор, и даже не смогли сообщить, по какому графику работает медпункт... Еще два года назад обсуждалась возможность установки автоматических дефибрилляторов на станциях метро. В антивандальных боксах. Появились ли они?..
Вот как комментирует ситуацию профессор Филипп Копылов:
- Один из чиновников от здравоохранения высказал мысль, что дефибриллятор - это электрошокер, и в неумелых руках он может превратиться в оружие. Данная логика справедлива для приборов, применяемых врачами в медицинских учреждениях. Но никак не применима для автоматических наружных аппаратов. Они без выявления нарушения сердечного ритма просто не сработают. Поэтому их бессмысленно красть и пытаться применить не по назначению.
Такие приборы, например, стоят в аэропорту Сочи. Они оснащены не только простой и доступной неподготовленному человеку инструкцией, но и голосовыми подсказками на русском языке. Эта "умная" машина сама отсчитывает ритм, в котором нужно проводить компрессии грудной клетки и сообщает, когда надо сделать искусственное дыхание, и автоматически наносит электрический разряд, если это необходимо.
Кстати
В России есть предприятия, где производятся наружные дефибрилляторы, не уступающие зарубежным. Но как им выйти на мировые рынки, если спроса на эти приборы нет даже на внутреннем? Обиднее всего, что дефибрилляторы - это та область, в которой у нас исторически сложилось существенное техническое превосходство. В 70-х годах в нашей стране впервые в мире был разработан дефибриллятор с определенным видом импульса (биполярный квазисинусоидальный импульс Гурвича), который позволял с применением меньшей энергии и с меньшими побочными эффектами добиваться нужного медицинского результата. Зарубежные аналоги появились лишь спустя 20 лет.