При этом он уточнил, что российское ведомство предложило национальным организациям по карантину и защите растений стран Евросоюза полностью приостановить фитосанитарную сертификацию голландских срезанных цветов для поставки в нашу страну. "На деле это должно привести к добровольной остановке их импорта в РФ со стороны самого Евросоюза с сегодняшнего дня. Это продлится до момента переговоров по этой теме с европейскими партнерами, которые мы готовы провести хоть завтра. Дальше вопрос поставок будет зависеть от того, насколько они готовы выполнять наши требования по безопасности импортируемой продукции", - уточнил Алексей Алексеенко.
В партиях цветов из Голландии в российском надзорном ведомстве нашли вредные карантинные организмы. Речь идет о западном цветочном трипсе. Это мелкое насекомое, которое живет на цветках и листьях, питаясь их клеточным соком.
Трипс опасен тем, что является переносчиком различных вирусов и может повредить не только цветы, но и огурцы, перцы, томаты, лук. Кстати, на своей родине в Калифорнии и некоторых других штатах США этот вредитель уже наносил большой ущерб персикам, абрикосам, яблокам, сливам. То есть, говорят специалисты, если трипс проникнет на дачный участок, с частью урожая можно попрощаться.
Претензии к Голландии были давно, отмечают в Россельхознадзоре и категорически не принимают обвинения Нидерландов в том, что возможный запрет на ввоз цветов - политическая акция. "Мы с Голландией уже несколько лет на эту тему ругаемся. Зайдите на наш сайт и наберите "цветы, Голландия", вы увидите историю вопроса", - уточнил Алексей Алексеенко. Но главный вопрос сейчас - стоит ли ждать дефицита тюльпанов и других цветов, а также повышения цен, интересуются потребители. Известно, что Нидерланды являются своего рода центром мировой торговли этим товаром, основным перевалочным пунктом. На эту страну приходится более половины мирового цветочного экспорта. Поэтому запрет может отразиться и на крупных экспортерах, и на розничном рынке.
"В этой ситуации надо налаживать прямые поставки цветов в Россию из тех стран, где они выращиваются. В самой Голландии производятся в основном только тюльпаны. А другие цветы везутся туда из Эквадора, Колумбии, Кении, Зимбабве, Израиля, Индии", - рассказал Алексей Алексеенко. В Голландии же, выражаясь простым языком, существуют огромные склады, куда свозится ароматный товар. Ежедневно его выставляют на голландском же аукционе. Каждую минуту заключаются сотни сделок, а ежедневный оборот превышает десятки миллионов евро. После торгов цветы загружают в специальные холодильники, чтобы наземным или воздушным транспортом доставить в российские хабы, а уже оттуда развезти по всей стране. "Эту практику надо менять. Тем более что на голландских складах и происходит заражение цветов", - уточнил Алексей Алексеенко.
Однако пока идея о прямых поставках цветов в Россию, скажем, из Эквадора у некоторых экспертов вызывает сомнение. "Как вы это представляете? Наполнят в Эквадоре самолет цветами и он полетит в Россию? Голландская система, логистика, сообщение с другими странами - все это складывалось десятилетиями, - поделился мнением с "РГ" зампредседателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию АПК Павел Грудинин. - Кроме того, где гарантия, что запрещенные цветы из Голландии не будут растаможиваться в Турции, Казахстане или Белоруссии и затем ввозиться в Россию?"
Впрочем, как известно, недавно депутаты предложили ввести административную и уголовную ответственность за продажу в магазинах и на рынках продуктов из санкционного списка. А в конце прошлой недели глава минсельхоза России Александр Ткачев попросил президента Владимира Путина разрешить уничтожать на границах партии ввозимых продуктов из стран, попавших под контрсанкции. И президент с этим согласился, дав поручение проработать решение с юристами.
Что делать в ситуации, если прямые поставки из других стран все же проблематичны? Просится ответ - выращивать свое. Но и тут есть проблемы. "Мы пытались заниматься цветами. Но в нашем климате в промышленных масштабах их возможно выращивать только в теплицах, а учитывая тарифы на энергоносители да и затраты на создание теплицы - это дорого и невыгодно, - говорит Грудинин.- Поэтому сейчас то, что вырастает летом в открытом грунте, просто дарим".
Эксперт также отметил, что весьма проблематично конкурировать с европейскими сельхозпроизводителями, которые на создание того же тепличного цветочного бизнеса могут взять кредит под 2 процента годовых, а у наших не всегда получается оформить заем и под 20 процентов. "Если мы хотим быть даже не то что конкурентоспособными, но хотя бы минимально удовлетворять внутренние потребности, надо в корне менять экономическую политику", - призвал Павел Грудинин.
Тем временем правительство направляет десятки миллиардов рублей на развитие тепличного хозяйства страны, и площадь теплиц в стране должна быть увеличена вдвое. Но в первую очередь это делается для производства овощей.
В новой редакции госпрограммы развития сельского хозяйства, например, предусмотрено замещение импортных овощей российскими. К 2020 году наших огурцов и помидоров на прилавках магазинов должно быть не меньше 60 процентов. Активно к строительству теплиц подключились в Чувашии, Татарстане, Краснодарском крае и Белгородской области, говорят в минсельхозе.
Однако цветов в этом "тепличном" плане пока нет. "Это не товар первой необходимости. Да и покупать их стали меньше. Они ведь изначально продаются за валюту, а доллар и евро выросли, соответственно цветы подорожали, - рассказывает Павел Грудинин. - На свадьбы заказывают меньше букетов. У меня знакомый, занимающийся цветочным бизнесом, закрыл свои филиалы в регионах. Невыгодно".
Первый признак присутствия трипса на растении - это пыльца, высыпающаяся из тычинок на лепестки цветка. Но это может происходить и при жаркой погоде, при транспортировке и встряхивании растений.
Еще один признак трипса - как будто исколотые мелкими иголочками листья растения. Единственный способ избавиться от вредителя на участке - провести серию обработок системными инсектицидами.