27.07.2015 18:20
Власть

Самолеты времен Второй мировой войны пересекли Берингов пролив

Текст:  Константин Волков
Самолеты экспедиции "АЛСИБ-2015", летящие по маршруту лендлиза из США в Россию, 27 июля пересекли Берингов пролив и приземлились в аэропорту Анадыря на Чукотке. Это их первая остановка на территории России.
Читать на сайте RG.RU

Два военно-транспортных самолета C-47 Dakota (DC-3) стартовали 19 июля из Грейт Фолс, штат Монтана. Их полет проходит по тому же маршруту, по которому машины перегонялись по программе ленд-лиза в СССР во время Великой отечественной войны. Трасса проходит над США, Канадой, Аляской, и дальше идет над территорией России через Анадырь, Якутск, Красноярск на Москву.

Планируется, что в Москве исторические машины будут к 25 августа, когда начинается Московский авиасалон (МАКС) в Жуковском. Там машины будут представлены на экспозиции, и, возможно, совершат показательные выступления в дни для публики. Затем их передадут в музей Вооруженных сил РФ.

Самолеты названы один в честь космонавта Алексея Леонова, первым вышедшего в открытый космос, второй - в память о маршале авиации Евгении Логинове - первом министре гражданской авиации СССР.

Как разведгруппа "Хан" участвовала в освобождении Чехословакии

"Мы прилетели на сутки раньше, чем планировалось, - рассказал "РГ" представитель "Русского авиационного общества" - организатора перелета Дмитрий Литовкин. - На Аляске было объявлено штормовое предупреждение, а поскольку самолеты не имеют на борту современного оборудования, в том числе для отслеживания в полете гроз, пришлось раньше расписания стартовать из города Ном на Аляске - последней остановки перед Беринговым проливом".

Аэропорт Анадыря, находящегося в погранзоне, строго контролируется ФСБ, однако прилет раньше назначенного срока разрешили из уважения, рассказал Литовкин.

Встречать самолеты в Анадырь прилетели космонавт Алексей Леонов и бывший главком ВВС России Петр Дейнекин, оба они - в числе организаторов экспедиции. Так же из Москвы с ними прибыли и группа ветеранов, которые во время войны перегоняли эти машины из США. Пожилые летчики посидели за штурвалами, вспомнили о сложностях перелетов, особенно зимних, когда бывало такое, что от стужи в полете замерзали глаза.

30 июля экспедиция стартует из Анадыря. Следующая остановка - Магадан, куда должен прибыть и генконсул США во Владивостоке Эрик Холм-Олсен. Вместе с участниками "АЛСИБ 2015" он возложит венки к памятнику летчикам, погибшим на лендлизовском маршруте, а таких более 200 человек.

В Братске местные поисковики также с нетерпением ждут прилета экспедиции. За последние годы они нашли немало предметов, касающихся лендлизовских перелетов, выяснили подробности биографий участвовавших в них летчиков, как советских, так и американских. Теперь они хотят поделиться полученной информацией, а также передать в музей Вооруженных сил в Москве часть находок.

"Главная цель перелета "АЛСИБ-2015" - напомнить в год 70-летия окончания войны об практически позабытых сегодня героических перелетах из США в СССР", - пояснил Дмитрий Литовкин.

Экспедиция продолжается в штатном режиме, хотя еще в США, не долетая Канады, пришлось поменять по одному двигателю на каждом из C-47 - агрегатам больше 70 лет, поэтому возможны неполадки.

Как в Потсдаме 70 лет назад решались судьбы мира

Машины ведут смешанные экипажи. Первые пилоты - граждане России, вторые пилоты - граждане США. Россияне - Валентин Лаврентьев, летчик-испытатель первого класса, сейчас пилот-инструктор одной из ведущих российских авиакомпаний, и Александр Рябинин, начинавший как пилот-любитель на подмосковном аэродроме Мячково. Оба летчика прошли обучение в Высшей школе летной подготовки в США, одном из ведущих мировых учебных заведений для пилотов.

Как сообщил Петр Дейнекин, "Дугласы", выпущенные в начале 1940-х годов, после войны эксплуатировались в США на грузовых рейсах. Поскольку они летали только при хорошей погоде, с машин сняли противообледенительное и кислородное оборудование. Также на бортах отсутствуют радары, то есть пилот не в состоянии определить заранее, есть ли на пути гроза - одна из самых больших угроз для поршневых машин. Поэтому перелеты будут совершаться на высоте до 3600 метров, днем и при хорошей погоде. "Если на пути окажется циклон, который не получится обойти - будем пережидать, пусть и выбьемся из графика, - сказал "РГ" Дейнекин. - Наша задача - совершить безаварийный перелет".

На всем протяжении маршрута есть запасные взлетные полосы, на которые "Дугласы" смогут сесть в случае необходимости. Оба самолета везут с собой запас горючего - бочки с бензином. Благодаря этому они смогут дозаправиться при посадке на любом аэродроме.

Безопасность