Посвятив очередное живое выступление дню рождения великого мариниста Ивана Айвазовского, Борис Борисович словно бы заранее свел на нет все политические и околополитические толки, порой нет-нет да проскальзывающие в дискуссиях о его творчестве. И без лишних пауз взялся за то, что замечательно удается ему уже не один десяток лет. Начал играть на гитаре и петь - причем в весьма и весьма солидной компании. БГ помогали звезды различных составов "Аквариума" (какой из них считать "классическим" - сходу и не скажешь). Это и Борис Рубекин с аккордеоном наперевес, и прекрасный гитарист Алексей Зубарев, и скрипач Андрей Суротдинов, и многократно уходивший из группы и столь же многократно возращавшийся в нее мастер бас-гитары Александр Титов. За ударные отвечал Алексей Мещеряков из популярнейшей питерской группы "Сплин", за перкуссию - сын самого "виновника торжества", Глеб.
При упоминании Бориса Гребенщикова нутром понимаешь, что речь о большом, великом и очень нужном. Таким он и предстал перед аудиторией одного из столичных клубов - весьма многочисленной, несмотря на не самые дешевые билеты. Концерт открыли меланхоличной балладой с прогремевшего в 2014-м альбома "Соль" - "Не было такой и не будет". Чуть позже прозвучала еще одна вещь с той же пластинки - "Пришел пить воду" с ее афористичными строками: "Будешь в Москве - остерегайся говорить о святом". Сам Борис Борисович, однако, собственный совет проигнорировал, исполнив позже музыку, насыщенную мыслями о сакральном. Но все же не столь минорную.
Не скупясь на диалог со слушателем и ненавязчивые добрые шутки, радуясь, кажется, каждому присутствующему в зале, БГ провел большую часть этих двух часов с мажорной интонацией. И, вопреки своему же известному тезису, поставил диагноз: "Рок-н-ролл живее всех живых". Жизнерадостные хиты сыпались, словно из рога изобилия, один за другим - к удовольствию танцующей, подпевающей и смеющейся публики.
Были и "Двери травы", и "Цветы Йошивары", и выпрошенный гостями концерта обязательный, хоть и чуть заезженный гимн бытовому алкоголизму, мореплаванию и хулиганству - "Стаканы". И, наконец, пацифистская песня о "Безъядерной зоне" давнего друга Гребенщикова - ушедшего слишком рано Виктора Цоя. Правда, без рассудительных и не самых веселых композиций все же не обошлось. Помимо уже упомянутых номеров с диска "Соль", для любителей шедеврального "Русского альбома" (пожалуй, лучшего во всей обширной дискографии Бориса Борисовича) прозвучала "Государыня".
Ну а настоящей кульминацией стала связка из "Ворона" Булата Окуджавы и "Истребителя", Окуджавой явно вдохновленного. Последний из альбомной шестиминутки превратился в грандиозный психоделический джем с затяжным гитарным соло Зубарева. Как ни крути, музыки, заигрывающей с рамками человеческого сознания, в дискографии БГ - предостаточно (можно вспомнить хотя бы период сотрудничества Бориса Борисовича с великим гением Сергеем Курехиным на замечательных альбомах "Треугольник", "Табу" и "Радио Африка"). И было бы странно обойтись без нее в этот достаточно жаркий летний вечер.
Глядя на патриарха отечественного рока, сложно поверить, что совсем недавно он отпраздновал, ни много ни мало, шестидесятилетний юбилей. Энергии и жизненных сил БГ, пожалуй, хватило бы десятку молодых исполнителей, а любой его концерт (даром, что концерты эти не слишком редки) по умолчанию становится значимым событием. После которого весь мысленный сумбур уступает место нехитрой, но такой правильной фразе, прозвучавшей уже на бис: "Солнечный свет на этих ветвях, с нами ничего не случится".