Этнографическая деревня находится на берегу речки Аликовка, рядом со знаменитыми Медовыми водопадами.
- Существует предание, что свое имя водопады получили из-за большого количества диких пчел. Они селились в пещерах здешних гор, и меда было так много, что во время дождей вода в местных ручьях и речках становилась сладкой от меда, - рассказал корреспонденту "РГ" инициатор создания этнографического проекта Мусса Боташев. Впрочем, если верить легенде, то в соседнем водопаде тогда должен быть жемчуг, так как он называется Жемчужный. Другие водопады носят более приземленные названия: Скрытный и Шумный. Все вместе они сливаются в стремительную речку Аликовка, на крутом берегу которой разместилось "Карачаевское подворье": сторожевая башня, несколько деревянных домов, плетеные загоны для домашней скотины и ремесленные мастерские.
- Во время путешествий по Финляндии и Украине я побывал в нескольких деревнях и хуторах, где местные жители живут по "преданьям старины глубокой" и воссоздали быт своих предков. Они ходят в старинных костюмах, не пользуются электричеством и собственными руками делают уникальные вещи, которые охотно покупают туристы. Вот тогда я и решил, что когда-нибудь построю подобный комплекс у себя на родине, - говорит Боташев.
Кстати, на подходе к хоздвору нас встречает терпкий запах, знакомый всем животноводам. Что поделаешь, ведь тут обитают несколько барашков, козы, кролики, индюшки, ишак и поджарый конь местной породы, а на склоне горы пасется еще один косяк лошадей.
- Для нас принципиально важно, чтобы селение максимально соответствовало той исторической эпохе времен Екатерины II и Александра I, которая получила в трудах российских историков название "Блистательный век". Чтобы все могли познакомиться с богатейшей культурой и традициями горских народов, - рассказывает смотритель этнографического селения Мусса Дудов. - Вот, к примеру, обратите внимание на крыши домов, они, как и в древности, засыпаны дерном и на них растет трава, цветы и кустарники. В старину карачаевцы насыпали земляные крыши, чтобы не только сэкономить стройматериалы, но и чтобы в домах было прохладно.
В деревянном доме, сложенном из сосны, несмотря на 40-градусную жару действительно довольно прохладно. Одна из построек отведена под краеведческую экспозицию самодельного музея. На стенах приторочены пилы, коромысла, серпы и прочий инвентарь. Рядом находятся старинные ковры, безмен, весы, котлы, медные и бронзовые кувшины для воды. О современности только напоминают фотографии и витрины, в которых хранятся подлинные кинжалы времен Кавказской войны.
- Это так называемые черные кинжалы, предназначенные для повседневной работы и войны, парадное оружие - шашки с дорогими ножнами, украшенное чеканкой и серебром с драгоценными камнями, хранилось всегда отдельно. Как правило, его вешали на стенах дома, чтобы подчеркнуть статус его владельца, а вот черный кинжал всегда носили с собой. Горец без оружия даже не выходил из дома, - рассказывает Мусса Дудов.
Впрочем, кроме всем известных кинжалов местные горцы с десятилетнего возраста обязательно имели специальный карачаевский нож бычак. Он подвешивался на пояс с левой стороны. Еще к кинжалу (их, кстати, ковали чаще всего в Дагестане) полагался маленький нож - кезлик, длиной 4 - 7 сантиметров, который предназначался для еды, бритья и мелких работ. Часто ножны для кинжала и ножа были совместные.
- В отличие от казаков шашки у нас было принято носить за спиной,- говорит смотритель этнографического подворья, - поэтому на саблях нет темляка, который необходим для рубки кавалеристу.
Так за разговорами мы постепенно снимаем привычную городскую одежду на облачение горца. Поскольку мы решили побывать в образе узденей (телохранителей) князя, то, несмотря на жару, нам выдали шерстяную черкесску с газырями, кожаные сапоги, шелковую рубаху, наборный пояс и папаху. С непривычки пот течет градом. Тут начинаешь себя ругать и думать: "Лучше уж согласился бы стать крестьянином. Зато носил бы прохладную панаму и на ногах мягкие чарыки (кожанную обувь)".
Пытаюсь снять папаху, но не тут-то было - мужчине на Кавказе нельзя без головного убора. Наверное, этим обстоятельством и продиктована мода на прическу, как у Котовского, то есть бритая голова. Пытаюсь шутить и говорю Муссе: что же делать, если все горцы - усатые, а я нет. Отпускать бороду?
- На Кавказе усы тоже являются своеобразным индикатором. Младшие не могут сказать старшим, что хотят жениться, и тогда юноша отпускает усы, и родителям становится ясно, что сын хочет завести семью, - говорит Дудов.
Впрочем, чтобы создать семью, одного желания мало. Нужно, прежде всего, быть зажиточным человеком, чтобы заплатить выкуп (калым) за невесту. Поэтому и женятся карачаевцы, как правило, в зрелом возрасте, около 40 лет.
После небольшого экскурса в социальную жизнь горского общества идем седлать коней. Седла тоже горские, то есть без обязательной для казаков высокой передней луки, металлического кольца, на которое кавалерист опирается рукой во время конной рубки. К ней же можно и привязать поводья коня, чтобы освободить руки для стрельбы из винтовки на скаку.
Кони карачаевской породы тоже сильно отличаются от буденновцев, чистокровных верховых и ахалтекинцев. Они ниже ростом, зато очень энергичные, с крепкой грудью, спиной, поясницей и крупом. Короткие и широко поставленные ноги увеличивают устойчивость. Карачаевский конь поднимает на вьюках груз 90 - 100 килограммов, его нормальный суточный переход 25 - 30 километров.
- Эта порода выведена нашими предками более чем сто лет тому назад. Карачаевские лошади прекрасно передвигаются по крутым горам и ущельям. А в 1998 году кони карачаевской породы в составе альпинисткой экспедиции покорили Эльбрус, - рассказал коневод.
Лихо запрыгнув в седло, Мусса Дудов показал, на что способен скакун, которым управляет сильная и твердая рука. Конь гарцевал и становился на дыбы. После чего всадник спрыгнул и показал, как надо управляться шашками, которые образовали над его головой один сплошной серебряный круг. Затем предложил потренироваться нам.
Ощущения, скажем, непривычные для жителей Дона, для которых шашка - это не экзотическая диковина, а тоже элемент национального костюма. Прежде всего, тонкая рукоять. Все время кажется, что стальная полоска металла длиной около полуметра вот-вот выскользнет из руки и улетит, калеча все на своем пути. Все-таки с темляком, одетым вокруг кисти, как-то сподручнее. В качестве тренировки нужно было рубить… воду. Один из товарищей пускает тонкую струйку воды из кувшина, а другой рубит. Если шашка проходит под мини-водопадом без брызг, значит, удар получился верный. С брызгами - харам, то есть плохо. Еще можно рубить пластиковые бутылки с водой, и, опять же, если брызг нет, то удар отличный. Высший шик - это срубить горлышко с пробкой у бутылки, чтобы она даже не зашаталась.
У нас, как, впрочем, и у всех жителей городов, оказались очень слабые кисти рук. Для их укрепления нам прописали…. сапожничать. Несколько часов забивания гвоздей и натягивания кожи на колодку должны укрепить наши нетренированные мышцы рук. Еще рекомендовалось держать на вытянутых руках кувшины с водой. В общем, такой деревенский фитнес времен Кавказской войны.
Описывать все приключения во время путешествия во времени нет возможности. Болезненные ощущения избалованного городской жизнью человека тоже не стоит. Конечно, нельзя за одни сутки и даже неделю стать настоящим джигитом - "честным из честных, храбрейшим из храбрых", но чувство того, что хоть на короткий период времени испытал жизнь пращуров, - это дорогого стоит. Эти впечатления ни с чем нельзя сравнить. Для каждого они индивидуальны и неповторимы. И недаром один из романов Джека Лондона называется "Зов предков".