- Основной двигатель торговли - частные лица. Пока мы видим сокращение потребительского спроса. Но в ЮФО много фермеров и крупных хозяйств, на которых современные макроэкономические проблемы мало отразились. В отличие, скажем, от промышленности или торговли. Это сейчас наши основные клиенты, - сообщил "РГ" представитель крупной ростовской компании-автодилера, пожелавший остаться неназванным. - Сейчас они убирают урожай и имеют живые деньги. Надеемся, что часть из них придет к нам во второй половине года.
По словам участников рынка, главная проблема - рост цен на иномарки из-за снижения курса рубля. Автомобили среднего ценового сегмента, такие как Ford Focus, Renault Logan, Hyundai Solaris, Kia Rio, за последние несколько месяцев подорожали на 100 - 150 тысяч рублей. Для многих потенциальных покупателей разница оказалась критической.
А еще влияет экономическая неопределенность. Последний мощный всплеск спроса был в конце прошлого года, когда, по выражению одного из ростовских менеджеров, россияне скупали все, у чего есть четыре колеса. Те, кто не успел обновить технику, сейчас уже, как правило, не готовы к покупкам. Предпочитают отложить их до лучших времен.
Живой пример: ростовчанин Денис Гордиенко еще давно запланировал купить второй автомобиль в мае-июне текущего года, перед отпуском. Когда в конце прошлого года из-за спекуляций на валютном рынке курс евро приблизился к 100 рублям, он все же не стал менять планы и не решился на досрочную покупку. Хотя, по его словам, он мог бы взять в кредит 150 - 200 тысяч рублей и купить приглянувшуюся модель. "Теперь она подорожала. Что будет с курсом, непонятно. Не хочется покупать машину на пике цены. Поэтому посмотрю, что будет дальше. Для меня отсрочка покупки на несколько месяцев, даже на год, не критична. Деньги в рублях пока лежат на депозите", - рассказал автолюбитель.
Изменения в структуре спроса есть, но еще незначительные. Как сообщают аналитики Автостата, лидер на рынке новых легковых автомобилей в Ростове-на-Дону по итогам шести месяцев - бренд Hyundai с объемом проданных 800 машин. Второе место занимает отечественная LADA (также около 800). На третьем - Kia (700 машин). Динамика у всех брендов - лидеров этого рынка отрицательная. Исключение - бюджетный автомобиль Datsun, который в первом полугодии 2014 года еще не вышел на российский рынок. Самое большое падение - у Skoda (минус 55 процентов), самое маленькое - у BMW (минус 14,1).
Аналитики ожидают, что во втором полугодии продажи снова вырастут, а спрос сместится в сторону тех марок, которые попадают в программу льготного автокредитования. Она, напомним, стартовала 1 апреля и продлится до 31 декабря 2015 года. Минпромторг России обеспечивает банкам субсидии в размере предоставленных ими скидок по кредитам исходя из двух третьих ключевой ставки Банка России (в настоящее время 11,5 процента). По требованию программы кредиты должны быть выданы в рублях физическим лицам на приобретение новых автомобилей, произведенных в 2015 году, стоимость приобретаемого автомобиля не может превышать миллион рублей, а его полная масса - 3,5 тонны. По данным одного из участников этой программы, "Сетелем Банка", сегодня в пятерку самых популярных моделей по программе льготного кредитования входят Kia Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Kia Сee.d и Lada Largus.