А между тем автомобильные путешествия в перспективе могут стать одним из драйверов внутреннего туризма и экономики в целом. Такие планы уже есть у Росавтодора.
Что для этого нужно сделать, рассказали представители ведомства и эксперты "Российской газеты".
В отличие от других стран, где этот вид отдыха уже давно пользуется популярностью, в России автотуризм составляет лишь один процент в структуре внутреннего турпотока. И для того чтобы по России начали активно путешествовать, нужны не только хорошие дороги, но и легальная придорожная инфраструктура, в том числе кемпинги и туристические центры, считает глава Росавтодора Роман Старовойт.
По его мнению, для полной модернизации всего придорожного сервиса необходимо поменять устаревшие "Требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода".
Сейчас правила организации стоянок делают их неприспособленными для трейлеров - передвижным домикам закрыт доступ к электричеству, воде и канализации.
Надо разграничить понятия "площадка отдыха" и "место отдыха", тогда будет легче привлекать инвестиции для их развития. За "площадками отдыха" в этом случае сохранится госфинансирование, обеспечивающее набор необходимых водителям услуг: место парковки, wi-fi, информационные стенды, туалет, пункты питания, а также мусоросборники. Места отдыха, то есть кемпинги, скорее всего, будут развивать в рамках частно-государственного партнерства.
"Чтобы повысить благосостояние граждан и обеспечить новые рабочие места, рассматривается вопрос о степени участия государства в этой системе", - сказали в агентстве.
Пока бизнес заинтересован лишь в строительстве и развитии платных стоянок, которые находятся рядом с крупными городами. Там обеспечен стабильный спрос и окупаемость, сказал ведущий советник Управления отраслей экономики Аналитического центра при Правительстве РФ Михаил Низов. Это одна из причин хаотичного размещения мест отдыха: от чрезмерного скопления в пригородных зонах до полного отсутствия в отдаленных районах.
В строительстве и содержании новых современных площадок представители бизнеса и инвесторы не заинтересованы, так как на их территории не оказываются платные услуги, отметил эксперт. Но выход есть.
Для модернизации существующей сети зон отдыха можно привлекать владельцев платных трасс. А также обязать существующий придорожный сервис, например, владельцев АЗС, "в счет выхода" на дорогу организовывать площадки отдыха. Такой подход позволит ускорить увеличение количества площадок отдыха и сократить расходы на их возведение, считает эксперт.
Без участия региональных властей тоже не обойтись. "Инвесторы охотнее приобретут площадку отдыха, если она будет иметь технические условия и перспективу для появления платных услуг", - сказал Низов. А в отдаленных регионах для развития "привалов" целесообразно устанавливать льготные условия на использование земельных участков, специальных программ кредитования и других мер государственной поддержки.
Чтобы знать, где и что расположено, эксперты предлагают создать Единый федеральный информационный портал, где разместят данные об объектах дорожного сервиса с перечнем услуг и контактами владельцев. Это позволит автолюбителям планировать свои остановки заранее. На портале стоит сделать раздел отзывов о каждой точке. Пока этого нет, туристам стоит смотреть на число машин дальнобойщиков у кафе и гостиниц. Если грузовиков много, значит, там хорошо и кормят недорого.
Пока идут расчеты, где и какие площадки отдыха должны быть. "Одним из главных результатов работы и станет как раз Генеральная схема размещения объектов дорожного сервиса на федеральных трассах, которая будет, в том числе, учитывать интенсивность трафика, потребность в объектах сервиса на тех или иных участках дорог", - сказали "РГ" в Росавтодоре.
Статистика
Сегодня в России более 21 тысячи АЗС, 3,4 тысячи из которых расположены вдоль федеральных автодорог. Пунктов общественного питания - 2,6 тысячи, гостиниц, мотелей и кемпингов - 560, площадок отдыха - 1658, станций технического обслуживания - 521.