20.08.2015 11:45
Экономика

Рекламным лицом Смоленской области стала Катюша из песни

Текст:  Дмитрий Раичев (Смоленск)
У смоленского туризма появился неповторимый образ - девушка Катюша из одноименной песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. И это не просто слово - "образ". Это живой человек, красавица и умница!
Читать на сайте RG.RU

На прошлой неделе в поселке Угра в рамках литературно-песенного фестиваля "Катюша" авторитетное жюри выбрало девушку, которая и стала Катюшей, рекламным лицом Смоленской области. В конкурсе красоты участвовало семь барышень из районов, входящих в состав т.н. "Вяземского туристического кластера", а победительницей была признана Снежана Фоменкова (ей же достался и приз зрительских симпатий). Ее увенчали короной, выполненной художником-ювелиром Михаилом Поповым в уникальной технике "вяземская стека". Теперь Снежана будет представлять Смоленскую область на различных туристических форумах и выставках.

Туристов заманят тульским пряником и рязанскими сластями

Приз конкурса за артистичность достался Марине Новиковой из Вязьмы. У нее также появилась миссия: она станет рекламным лицом масштабного и многопрофильного проекта "Дорогами Катюши", который вот уже несколько лет успешно реализуется в Смоленской области и включает в себя внедрение туристического маршрута, подготовку мероприятий, свидетелями которых становятся туристы, а также широкую рекламную кампанию.

- Стихи знаменитой песни написал наш земляк Михаил Исаковский, песня появилась на Смоленщине, и все смоляне точно знают, что Катюша выходила на берег именно в Угре, - говорит консультант департамента по культуре и туризму Элеонора Решетникова. - Но берег, конечно, может быть любым: например, во Владивостоке есть памятник Катюше, и появился он там неслучайно. Исаковский с Блантером учились в Москве вместе с девушкой Катей, есть легенда, что оба были в нее влюблены, после завершения учебы расстались, она вышла замуж за пограничника и уехала на Дальний Восток. Потом, в 1938 году, после событий на Халкин-Голе, во Владивосток приехала с концертами группа советских деятелей культуры, в числе которых были Исаковский с Блантером, и на одной из встреч они вдруг увидели свою знакомую Катеньку, которая получала награду как участник тех боев! Вот почему во Владивостоке тоже есть памятник Катюше! К тому же не нужно забывать, что в мире установлено 118 памятников "Катюше" - советской боевой машине реактивной артиллерии.

Эти обстоятельства позволили смолянам разработать концепцию туристического маршрута, который может охватывать всю территорию России - от Смоленска до Владивостока (на заводе в Воронеже, например, "Катюшу выпускали) и даже выходить за ее границы, поскольку памятники "Катюше" есть и в Европе, и даже в Китае. Конечно, мало кто сочтет возможным посетить все места, связанные со знаменитой Катюшей - эта задача неподъемная. Однако в данном случае нетрудно сделать туристический маршрут составным: уже есть, например, участок "Дальневосточными дорогами Катюши", есть чисто смоленский сегмент, есть межрегиональный и российско-белорусский варианты. В Смоленске наиболее интересным и перспективным для себя считают участок от Поклонной горы до Брестской крепости.

Медведев призвал увеличить долю туризма в ВВП России

Как бы красиво все это ни выглядело на бумаге, без участия туристического бизнеса любой туристический маршрут остается набором слов. Здесь, по счастью, все получилось иначе: вот уже несколько лет проект "Дорогами Катюши" участвует в крупных туристических форумах, что и привлекло к нему внимание ряда операторов, и те уже сейчас успешно предлагают его своим клиентам, ориентируясь при этом на мероприятия, которые в конкретные дни проходят в Смоленской области. Например, это может быть тур выходного дня с посещением Смоленска и Минска.

При этом к делу привлекаются местные экскурсоводы, которые рассказывают обо всех событиях, которые происходили по маршруту движения автобуса, производители сувениров, музеи, гостиницы и так далее. На упомянутый выше литературно-песенный праздник "Катюша" в Угре, например, таким образом, приехали два автобуса с туристами! Это не так уж мало для небольшого поселка… Для них была организована отдельная программа: они приняли участие в зрительском голосовании за лучшую девушку Катюшу, посмотрели выступления многочисленных артистов, познакомились с местной кухней, побывали у памятника песне "Катюша", на месте гибели командира батареи реактивных минометов капитана Флерова и так далее.

Столь удачное путешествие сложилось не впервые. С начала 2014 года в рамках проекта "Дорогами Катюши" прошло 30 мероприятий, самыми яркими стали конкурс чтецов в образе Василия Теркина, праздник "Медаль за город Будапешт", фестиваль "На привале", праздник "Оживший хутор", посвященный 105-летию Александра Твардовского на его родине в Починковском районе на хуторе Загорье, слет партизан "И помнит мир спасенный" в поселке Пржевальское. Везде были туристы, и везде присутствовали особенные зрители - трудные подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

- На любых подобных мероприятиях хочется видеть детей, - объясняет Элеонора Решетникова. - И, конечно, мы сразу вспомнили про трудных подростков, которые состоят на учете в полиции. Если вспомнить героев Великой Отечественной войны, мало кто из них в детстве был тихим мальчиком, и нынешние трудные подростки вполне могут брать с них пример. При этом управление МВД по Смоленской области ими занимается, устраивает какие-то встречи, игры, сейчас, например, они в летнем лагере. Так почему бы не объединить наши усилия? Идея полностью себя оправдала, и были случаи, когда полиция брала на себя огромный объем работы! Вот был фестиваль "На привале", туда и кинологи со служебными собаками приехали, и спецназ... Дети были в восторге!

Эксперт: Инфрастурктуру надо поднимать до уровня туриста

Немалая часть возникших в последние годы туристических и патриотических проектов появилась в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне, и может статься, что уже в следующем году о них никто не вспомнит. Не ждет ли такая же судьба и "Дороги Катюши"? В департаменте по культуре считают, что избежать подобного развития событий поможет сама история Смоленской области. И дело даже не в том, что в следующем году будет отмечаться 75-летие начала Великой Отечественной войны, в 2018-м - 75-летие освобождение Смоленска от фашистов, и так далее. Просто говорить о воспитании патриотизма, не упоминая при этом Смоленскую область, невозможно, и строить планы развития туризма на этой теме региону, как говорится, сам бог велел.

Так, например, недавно на федеральном уровне заговорили о возрождении детского, школьного туризма - своего рода выездных уроков, дающих подрастающему поколению возможность побывать в тех местах, где происходили важные для России события. В советское время в дни каждых школьных каникул Смоленск принимал огромное количество школьников из самых разных уголков СССР, и ничего удивительного в этом не было: как рассказывать об Отечественной войне 1812 года, о победах и поражениях 1941-45 годов, не упоминая о Смоленщине? А фронтовики, великие артисты Юрий Никулин и Анатолий Папанов? А Василий Теркин и поэт-фронтовик Александр Твардовский? А первый космонавт Земли Юрий Гагарин? Да и та же "Катюша" - хоть песня, хоть орудие - ведь тоже смоленская!

Выбор рекламного лица - задача сложная, известно немало случаев, когда разработчики бренда не просто ошибались, но и приносили существенные убытки. Выбор Смоленской области, лицом которой отныне станет Катюша из всенародно любимой песни, кажется безошибочным, но подтвердить это сможет только время.

Туризм Смоленская область Центральная Россия