24.08.2015 17:05
Культура

VOD: Видео, которое всегда с тобой

Фильм Алана Рикмана "Версальский роман" выйдет в России только в системе "видео по запросу"
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №197 (6768)
По статистике, мы уже не смотрим телевизор в таком же объеме как несколько лет назад: все больше людей находят нужное видео в интернете, а в мире набирает обороты система VOD - "видео по запросу". О том, что ждет зрителей в будущем, которое для определенной части аудитории уже наступило, "РГ" рассказал Сергей Спиридонов, глава кинопрокатной компании "Вольга" и в недавнем прошлом топ-менеджер ведущих телеканалов.
Читать на сайте RG.RU

Система VOD меняет, говоря языком менеджеров, потребление контента. У нас есть люди, которые уже ею пользуются, даже не подозревая об этом.

Сергей Спиридонов: Прежде всего, уточню: я - не технарь, не инженер, поэтому расскажу что такое VOD с точки зрения человека, который много лет занимался контентом. Когда говорят о VOD, подразумевается, что кино, спортивные передачи, спектакли, мультфильмы, документальные фильмы и прочее зритель может получить на любое просмотровое устройство: стационарный компьютер или телевизор, планшет, телефон и так далее. Есть платные и бесплатные модели работы VOD. Последние, как правило, отягощены рекламой. В определении уже все сказано - вы запрашиваете то, что хотите посмотреть, и вы это получаете - в удобной для вас форме, в удобное для вас время, в удобном для вас месте.

В "Одноклассниках" появилось настоящее телевидение

Сегодня все больше зрителей уже не смотрит то, что предлагает телевидение в определенный момент времени. Есть так называемые предложенный и отложенный просмотр. Да и торрентами сегодня пользуются все реже.

Сергей Спиридонов: Давайте определимся. Торренты - это пиратство, и мы сейчас не о них говорим. Это - пиринговые технологии, которые позволяют пользователю интернета дотянуться до контента, где бы он ни находился. Это просто файлообменники. Один человек выкладывает в Сеть, другие имеют возможность дотянуться. К правообладанию это не имеет никакого отношения. На индустрию это, безусловно, оказывает суровое влияние. Особенно на нашем не совсем развитом с правовой точки зрения рынке. Да, история у нас тяжелая: в стране понятие "интеллектуальная собственность" трудно прививается. Мы платили за телевизор всего один раз - в момент покупки, а дальше нажимали кнопку и смотрели, что нам показывают.

Система VOD появилась еще в 90-х годах прошлого века в Гонконге. В России она начала внедряться только в 2010 году?

Сергей Спиридонов: Да, мы по многим технологическим параметрам отстаем от мирового рынка, но это не значит, что находимся "позади планеты всей". Официально VOD появилось в мире всего 15 лет назад. У нас - пять-шесть лет назад. Но статистика говорит о том, что российский рынок "видео по запросу" - самый крупный в Европе. У нас уже 60 с лишним миллионов его уникальных пользователей. Среднестатистический россиянин смотрит телевизор четыре часа в день. Просмотр им же видео в интернете занимает значительно меньше времени - около двух часов. Но телевизор приблизительно столько же смотрели и 10, и 20 лет назад, а видео в Сети набрало эти показатели всего за несколько последних лет.

Человек вечером приходит домой, заходит в интернет и смотрит то, что хочет.

Сергей Спиридонов: Дело не только в интернете, который в данном случае - просто способ доставки. Модель "видео по запросу" столь привлекательна, потому что доступна везде. Этой штукой мы можем пользоваться в метро, в машине, в поездах... Конечно, при наличии интернета. Практика потребления контента совершенно меняется. Технологии развязывают нам руки, делают нас свободными. Недаром говорят, что традиционное, "линейное" телевидение в привычном для нас виде доживает последние годы. Только не надо это называть "смертью ТВ", это просто его эволюция.

"Нимфоманка" добралась до российского телевидения

В VOD есть и система игр?

Сергей Спиридонов: Да. И вы правы - несмотря на большое количество людей, которые пользуются просмотром видео в Сети, далеко не все представляют себе реальный объем услуг. Все слышали про Smart TV - технологию, которая "поженила" интернет и телевидение и многократно увеличила возможности последнего. Один из видеосервисов, использующих технологию OTT (Over The Top - контент доставляется потребителю без помощи посредника-оператора, прямо через интернет) полтора года назад запускал этот свой сервис. И его сотрудники жаловались, что пользоваться услугами "умного телевидения" начали только порядка 10% подписчиков. Позже выяснилось, что люди просто не в курсе. Разъяснили, и сразу же количество пользователей выросло втрое.

Мы привыкли к тому, что фильм выходит в прокат, считаются сборы за первый уикенд и так далее. Система "видео по запросу" абсолютно меняет и эту модель, потому что не все фильмы, которые в ней появляются, показывают в кинотеатрах. Сейчас я говорю, например, о фильме "Версальский роман" (А Little Chaos), который ваша прокатная компания предлагает смотреть с конца августа - и только в интернете. Я его видела - он был фильмом закрытия кинофестиваля в Торонто в прошлом году, и в кино его тоже многим было бы интересно посмотреть.

Сергей Спиридонов: Привычная модель "потребления" кино, или "жизни фильма" существовала практически без изменений долгие годы. Фильм сначала выходил на экраны кинотеатров. Через какое-то время его можно было увидеть на платных телеканалах. Затем - на DVD, и вслед за этим - на бесплатных каналах. С появлением интернет-технологий все поменялось. Мы напрямую дотягиваемся до потребителя - того зрителя, который нам нужен. Все знают, что костяк киноаудитории составляют молодые люди - до 35 лет. Значит ли это, что остальным это кино не нужно? Нет! Значит ли это, что все достойное внимания и потенциально интересное для нашей аудитории, что производит индустрия в нашей стране или за рубежом, попадает в кинотеатры? Нет! От силы туда поступает 10-15%. Что-то неинтересно с точки зрения ремесла или по социокультурным причинам. Но остается еще порядка 30-40% контента, который до зрителя просто не доходит. В кинотеатрах сейчас 80% кассы делается за счет блокбастеров с многомиллионными бюджетами. Соответственно, кино превращается в аттракцион. И традиционная система проката дает очень мало шансов "другому" кино.

Россияне получат 20 бесплатных каналов цифрового эфирного телевидения

Есть еще фильмы, которые выходят в ограниченный прокат...

Сергей Спиридонов: Это когда фильм выходит не одной-двумя тысячами копий, а на 100-150 копиях. Это означает очень небольшое количество сеансов в кинотеатрах, да и то - лишь в крупных городах. А мы с помощью системы "видео по запросу" хотим дать любому зрителю, где бы он ни находился, возможность дотянуться до кино легально и в прекрасном качестве. Фильм "Версальский роман" - лишь первая ласточка. Наша задача такие релизы делать как минимум раз в месяц в течение ближайшего года, а дальше наращивать количество фильмов. И разумеется, мы ориентируемся не только на зарубежный продукт, но и на отечественный. Это тот же прокат - только в новой форме. И тут нас поддерживают ведущие VOD-платформы.

Имеет смысл разъяснить, что такое VOD-платформа.

Сергей Спиридонов: Ведущих игроков на рынке не так уж много. Есть iTunes, Google Play, ОККО, ivi, Megogo - порядка 20 компаний. У них разные модели работы. У нас до недавнего времени в основном пользовались той моделью, которая поддерживается за счет рекламодателя. А самая распространенная стриминговая модель на Западе - "подписная": вы платите определенную сумму в месяц и получаете на это время полный доступ к сервису и, если это, скажем, Netflix - перед вами тысячи и тысячи наименований. Вы, наверное, слышали про него?

Это был как раз мой следующий вопрос. Говоря про "видео по запросу", мы не можем обойти Netflix - интернет-сервис, которого в России пока нет. А в мире у него более 50 млн подписчиков - люди смотрят то, что хотят смотреть.

Сергей Спиридонов: Netflix как раз представляет собой VOD-платформу или онлайн-кинотеатр. Это один из крупнейших игроков на рынке, который вырос в конце 90-х годов из компании, специализировавшейся на рассылке заказанных пользователями DVD по почте. За 5-8 лет компания переместились в онлайн и, по сути дела, совершила революцию в области новых технологий. Запустился сервис в США, сейчас он действует примерно в 50 странах, и к концу 2017 года планирует охватить весь мир. В Россию Netflix обещает прийти к концу 2016 года. Как появление Netflix повлияет на наш рынок? Наверное, в целом он будет консолидироваться и в перспективе на нем останется 4-5 игроков. Приход Netflix этот процесс интенсифицирует: у него самый крупный каталог.

ФАС проконтролирует уровень звука рекламы на радио и телевидении

И еще - он стал первой подобного рода платформой, которая начала производить собственный оригинальный контент высокого качества. Он сопоставим с лучшими образцами телевизионной драмы. Сериал "Карточный домик" был лишь первой ласточкой. А это было всего два года назад. Сегодня у них оригинального собственного продукта уже сотни часов. И, насколько я знаю, они планируют потратить в следующем году на производство нового контента 6 млрд долларов - а это, даже по западным меркам, очень большая сумма.

Пока к нам не пришел Netflix, может появиться в России что-то такое, что могло бы с ним конкурировать?

Сергей Спиридонов: Мне кажется, это не совсем правильная постановка вопроса - давайте сделаем свой Netflix. Для этого нужно пройти определенные этапы развития. Ни одна из самых продвинутых наших платформ к этому пока не готова. Не пустить сюда Netflix проблем не будет. Пострадает, как всегда, потребитель, который уйдет опять же в пиратскую зону интернета. Все должно работать параллельно. У наших компаний очень приличные перспективы остаться на рынке значимыми игроками. И не надо никого бояться. Тот же Netflix ведь не один. Например, Amazon - все его знают, как открытый интернет-магазин. Но он уже третий год выступает и на VOD-рынке и тоже производит свой оригинальный контент. Сериал "Босх", например. У них несколько другая модель - они уже третий год подряд снимают "пилоты" сериалов за очень большие деньги и выкладывают их онлайн для свободного просмотра.

Чтобы изучить спрос и "подсадить" зрителя?

Сергей Спиридонов: Совершенно верно. И потом по количеству просмотров определяют, что запускать в производство, а что - отложить. Сервис HULU идет по тому же пути.

Кстати, HULU брали и наши сериалы, например, производства СТС.

Сергей Спиридонов: Уверяю вас, и тот же Netflix, и кто угодно другой как только придет на наш рынок, тоже будет брать наши сериалы и фильмы и активно предлагать их зрителю. Ведь это же Россия.

Типы VOD

Видео, за просмотр которых нужно платить (SVoD, TVoD, EST), обычно имеют специальную защиту, которая намеренно ограничивает либо затрудняет различные действия с ним (копирование, модификацию, просмотр, скачивание на носитель и прочие) в целях соблюдения авторских прав. (Источник - Википедия).

Первая ласточка: "Версальский роман"

Фильм Алана Рикмана "Версальский роман" можно смотреть в интернете с 20 августа. Талантливая девушка Сабин (одна из лучших ролей Кейт Уинслет), садовник-декоратор, мечтает спроектировать что-то грандиозное. Ее мечты начинают воплощаться и теперь Сабин предстоит решить сразу две непростые задачи: разрушить предрассудки при дворе Людовика XIV и построить один из главных садов Версальского дворца. Но она запутывается в своих профессиональных и романтичных отношениях с известным ландшафтным архитектором, которого играет Маттиас Шонартс. Сам Алан Рикман также появляется в фильме. И, как нетрудно догадаться, вовсе не в эпизодической роли.

ТВ и сериалы