- Иностранцы сказали: мы вас, россиян, научим кушать порционные арбузы. То есть килограммовые. Чтобы молодая женщина купила такой арбуз, принесла домой и в одиночестве его съела. Мы же создаем такие сорта, чтобы плоды были весом от десяти килограммов. Нам нужны большие семьи, - в полушутливой форме говорит ученый.
Но рынок есть рынок. Если потребитель хочет и то и это, надо дать ему и то и это. Надо удивлять. Тем более что сами селекционеры любят экспериментировать и втихомолку чего только ни создают.
Теперь у них для этого больше возможностей: из-за девальвации рубля многие овощеводческие хозяйства перешли на отечественные сорта и гибриды.
- Килограмм семян арбуза отечественной селекции для посадки стоит тысячу рублей. Импортного сорта - до сорока тысяч, - говорит Артем Соколов. Он селекционер в третьем поколении, сын создателя знаменитого экзотичного "лунного" арбуза, с желтой мякотью, а также самой ходовой дыни "Лада", которая занимает 60 процентов российского рынка.
К своим 26 годам Артем создал малое предприятие, защитил кандидатскую диссертацию и четко усвоил: залог успеха современного селекционера - удовлетворение потребности рынка. Три года назад он создал арбуз сорта "Вектор", главное преимущество которого - раннее созревание. Именно этот параметр в последнее время заставляет фермеров высаживать иностранные гибриды - люди хотят есть арбузы уже в июне, а традиционные и непревзойденные по вкусу "астраханцы" созревают лишь к середине лета.
Так вот, только в следующем году "Вектор" будет включен в официальный Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, допущенных к использованию. Такова процедура. До ее окончания семена нельзя продавать.
- Система госсортоиспытаний отметила 90-летие, и за это время в ней мало что изменилось. Работают очень консервативно, - сетует Сергей Соколов, отец Артема, заведующий отделом селекции бахчевых культур ВНИИОБа.
Пока идут эксперименты, вам и кусочка арбуза не дадут, не изъяв из него все семечки, чтобы избежать, так сказать, промышленного шпионажа. А вот когда работа завершена, селекционеры уже заинтересованы, чтобы потребители распробовали новинку и разогрели ажиотаж как можно быстрее. Поэтому так рады журналистам.
На опытных полях института, где работают Соколовы, я чего только ни напробовалась. "Вектор" поражает необычным мускатным привкусом, его сладость ощущается по-особому (порядка 70 процентов сухих веществ в нем - сахара, причем, как мне пояснили, в основном это полезные для человека моносахара). И весит оптимально, не так, как для большой семьи или одинокой женщины, - килограммов пять. В сравнении с 10 - 12-килограммовыми арбузами самого знаменитого сорта "Астраханский", новый сорт называют арбузом для бабушек. Почему не для девушек? Дело в том, что импортный миниатюрный сорт, так называемый порционный, то есть килограммовый, будет гораздо дороже отечественного пятикилограммового. Вот и считайте, что выберет бабушка.
Но и порционную, и бессемянную экзотику астраханские селекционеры тоже создают. Мне уже показали некоторые опытные образцы.
- У нас есть израильские сорта, мы сравниваем их с нашими, добиваемся лучшего вкуса. На следующий год определим перспективную сортовую линию из 20 вариаций и потом отправим на госсортиспытания. В целом эта работа может занять около двух лет, - уточнила заведующая отделом первичного семеноводства ВНИИОБа Вера Донская.
Еще одна важная цель - удлинить срок хранения, чтобы арбуз, долежав до Нового года, оставался "структурным" и сладким. Ученые говорят, скоро это будет возможно. Смогли же десять лет назад в институте создать дыню "Лада", первый транспортируемый сорт. Прежние хранились недолго, мялись и бились в пути. Теперь на выходе конкурентка "Лады" - дыня "Сельчанка". Официально ее посадочный материал еще не продается, но Соколов-младший уже раздарил знакомым фермерам граммов по двести семян, посеять на пробу.
В отличие от арбузной моды на миниатюрность, дынная мода - на укрупнение. "Лада" была по полтора килограмма, а "Сельчанка" - уже по пять. Еще появилась мода на цвета и обманный вкус. Пробовала я дыню с зеленой мякотью. По вкусу точь-в-точь киви и тает во рту, как спелый киви. А та, что с оранжевой мякотью, по вкусу как манго. У этих сортов пока нет названия.
Именно бахчевые сорта и гибриды вырвались в лидеры импортозамещения, а вот семена овощей фермеры пока еще предпочитают иностранные. Сказывается сложившийся годами настрой переработчиков - им подавай все толстокожее, лежкое, чтобы в банке не растрескивалось и выглядело как муляж. А самые лучшие астраханские помидоры - они не во всякую банку уместятся.
Впрочем, консервные заводы тоже уже получают первые плоды импортозамещения. Прошли сортоиспытания сладкий перец размером со сливу и баклажаны размером с яйцо. Эксперименты с баклажанами просто поразительные и касаются не только цвета и размера - новые сорта растут кистями, плюс их не надо чистить и вымачивать - они не горчат. Это важно не только для домохозяек, в условиях консервных цехов вымачивание - одна из самых затратных процедур.
В Камызякском районе я увидела, как вся эта красота выглядит в банках. Среди полей стоит консервный цех. Там в восьмисотграммовые банки умещают целый огород лилипута: помидорчики красные и желтые соседствуют с малюсенькими патиссончиками и с чем-то красивым и необычным. На маркировке - известные российские бренды.
Да, деликатесная продукция уходит в основном в Москву и другие крупные города, признается директор цеха Андрей Печеров. Он кандидат сельскохозяйственных наук, прежде работал заместителем директора по науке в том самом ВНИИОБе. Сейчас сам и выращивает овощи, и перерабатывает их. Говорит, что овощная экзотика обходится ему в три раза дороже обычного сырья, зато продается в три с половиной раза дороже. И эта арифметика в нынешние непростые времена вдохновляет.
В 2011 году арбуз "Лунный" попал в десятку самых необычных овощей и фруктов, по версии журнала Forbes. Астраханский арбуз с мякотью нетрадиционного желтого цвета оказался там единственным "россиянином". Самыми необычными признаны еще девять растений: англичане вырастили фиолетовый картофель, итальянцы - капусту, похожую на инопланетный овощ, американцы - гибрид сливы и абрикоса и арбузный редис, немцы - ягоды, получившиеся из смородины и крыжовника.