08.09.2015 00:45
Власть

ОНФ предложил ввести новые ограничения в госзакупки

Предметы роскоши снимут с аукциона
Текст:  Екатерина Ковалевская (Краснодар)
Российская Бизнес-газета - : №35 (1014)
Подсвечники по 64 тысячи рублей за штуку, унитаз за 200 тыс., стол за 4 млн и автомобиль за 8 - аппетиты российских чиновников и служащих госкомпаний даже кризис не смог умерить. За полтора года с момента старта в Интернете проекта "За честные закупки" активистам Общероссийского народного фронта удалось сэкономить федеральному бюджету почти 170 млрд руб., при этом 326 тендеров на более чем 60 млрд и вовсе отменили.
Читать на сайте RG.RU

В Краснодаре на антикоррупционном форуме ОНФ руководитель проекта "За честные закупки" Антон Гетта сообщил, что отменено и множество тендеров на предметы роскоши или услуги, которые иначе как расточительством и не назовешь - всего на 6 млрд руб.

На форуме стало известно, что уже в 2016-м в стране наконец введут ограничения на услуги и товары, которые хотят приобрести госзаказчики. Об их необходимости говорится уже не первый год. Сегодня федеральным законом чиновникам запрещено приобретать для "государственных и муниципальных нужд" товары и услуги с избыточными потребительскими свойствами (например, автомобильное кресло с функцией массажа) или предметы роскоши. Однако при этом в законе не прописано, какие характеристики считаются избыточными. Ограничения должны определяться соответствующим постановлением правительства РФ, проекты которого разрабатываются минэкономразвития.

Ведомства обязали вести собственные перечни товаров для госзакупок

По словам Антона Гетта, практически все необходимые нормативные акты уже существуют, и со следующего года новые правила должны заработать.

- Будут введены ограничения по стоимости и качественным характеристикам товаров. Никакого массажа в автомобиле, только то, что необходимо чиновнику для исполнения его обязанностей. Как было в советское время, когда прописывалось, кому дадут "Чайку", а кому "Волгу", а кто обойдется и билетом на метро. Таким образом, чиновник, принимая решение, на какую должность претендовать, будет знать, на что ему рассчитывать, а не устраиваться на госслужбу в расчете купить за бюджетный счет дорогую иномарку или летать в салонах бизнес-класса. Пока же мы вынуждены гоняться за такими расточительными закупками, призывая к здравому смыслу.

Свои претензии к системе госзакупок есть и у предпринимателей. Многие, поучаствовав какое-то время в аукционах, просто отказываются продолжать этот опыт. Так, директора волгоградской компании, которая занимается поставкой и монтажом промышленного и медицинского оборудования, Александра Молокова не устраивают сроки выполнения контрактов и оплаты работы. По закону рассчитаться за поставку товара или выполнение услуги заказчик должен до 31 декабря текущего года. Но если контракт заключен в марте и оперативно выполнен, все равно подрядчику приходится ждать денег до конца года. При этом зачастую предпринимателю приходится брать кредиты, чтобы выполнить заказ, и платить по ним проценты все эти месяцы, вместо того чтобы рассчитаться раньше.

- На этом наживаются лишь банки, - сетует бизнесмен. - Мое предложение - установить срок оплаты не более 30 календарных дней. Если же контракт выполняется поэтапно, то рассчитываться заказчик должен после выполнения каждого из них. Еще одна проблема - часто устанавливаются нереальные сроки поставки, например пять-шесть дней. И за это время товар нужно закупить или, еще хуже, произвести. Думаю, с такими контрактами должна разбираться антимонопольная служба. Также считаю, что каждый участник конкурса должен получить право отправлять в ФАС жалобы на пункты, указанные в заявке, которые он считает коррупционными, а антимонопольщики обязаны их рассматривать с привлечением специалистов. И если заказчик указал какие-то предвзятые технические характеристики, то он должен нести за это ответственность.

Еще одно предложение Молокова касается эксклюзивных товаров. Предприниматели сталкиваются с тем, что в контракт в числе десятков видов продукции включен один эксклюзивный товар. Позже выясняется, что он есть у единственного поставщика и полностью зарезервирован конкретной фирмой, и никому другому они его продать уже не могут. Несложно догадаться, что тендер выиграет именно эта фирма, а остальные даже могут и не пытаться участвовать в аукционе, они заведомо проиграют.

- Нужно внести изменения в 44-ФЗ. Если участники аукциона столкнутся с ситуацией, когда поставщик не отгружает им данный эксклюзивный товар, он вправе обратиться в ФАС с тем, чтобы его удалили из лота и он прошел по отдельному заказу, - добавил бизнесмен.

Региональный протекционизм в сфере госзакупок предложили легализовать

То, что существует такая проблема, подтверждают и активисты ОНФ. Причем зачастую это касается медицинских товаров. Например, на всю область заказываются сотни тысяч обычных медицинских перчаток, и в этот же лот включается заказ на десять пар каких-то редких перчаток от малоизвестной фирмы и есть они в наличии только у одного предприятия. По сути, это способ дать выиграть аукцион своему человеку.

Идеи есть и у директора ростовской консалтинговой компании Дмитрия Чернышева, который предложил унифицировать практику территориальных управлений ФАС.

- Ведь если сегодня я выиграл дело в одном регионе, это не означает, что я выиграю дело по аналогичной жалобе в другом. Также нужно довести до реализации идею о том, чтобы центральный аппарат антимонопольной службы рассматривал жалобы поставщиков по принятым решениям территориальных управлений ФАС. И надо ввести персональную ответственность сотрудников ФАС за те их решения, которые позже отменялись судами.

- Все предложения бизнеса мы проанализируем и объединим, чтобы затем представить на нашем форуме президенту страны, - сообщил заместитель руководителя проекта ОНФ "За честные закупки" Алексей Даутов. - У нас есть и свои инициативы. Среди них - введение нормирования сроков исполнения контрактов. Бизнесмены часто сталкиваются с ситуацией, когда предлагаются нереальные сроки, - построить детсад за две недели, поставить 100 тыс. т зерна за 12 часов. Понятно, что они рассчитаны на конкретного подрядчика либо так задним числом оформляются уже выполненные работы. Мы считаем, что это неправильно, и предлагаем ввести минимальные сроки выполнения заказа, которые нельзя будет снижать. Также мы предлагаем увеличить количество процедур, проводимых в электронной форме, а не ограничиваться только аукционом.

Работа власти Федеральный бюджет