05.10.2015 17:00
Культура

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка Михаль Ровнер

Художница Михаль Ровнер: Люди теряют свою идентичность
Текст:  Жанна Васильева Сергей Куксин
Российская газета - Федеральный выпуск: №238 (6809)
В Мультимедиа Арт Музее можно увидеть один из самых впечатляющих проектов в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства. Михаль Ровнер, специальный гость биеннале, показывает выставку "Смещения".
Читать на сайте RG.RU
В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка Михаль Ровнер

Михаль Ровнер - известная и востребованная американская и израильская художница. Ее огромные выставки были в Лувре (2011), в Музее американского искусства Уитни (2002), в парижском Же де Пом (2005). Она делала проект для павильона Израиля на Венецианской биеннале 2003 года. В 2013 созданная ею инсталляция "Следы жизни", посвященная полутора миллионам детей, убитых во время Холокоста, была открыта в музее Аушвица-Биркенау. Она сделала видеофреску "Переходы" для станции метро в Неаполе, открытой в мае этого года.

В ГМИИ привезли картины Жюля Паскина и Леонара Фужиты

В Москву Михаль Ровнер привезла свои монументальные видеоработы, которые при первом взгляде напоминают съемку напластований горных пород, с прожилками цветных вкраплений. Но приближаясь, вы обнаруживаете, что "прожилки" похожи на тоненькие ручейки. Только движутся в них не потоки воды, а потоки людей. На некоторых можно разглядеть туристов, делающих снимки. На других - абрис фигур пешеходов. Но вместе они складываются в отпечаток времени, спроецированный на плоскость камня. Памятник быстро уходящему времени. Взгляд на современность с высоты вечности. Эпос, в котором начало и финал скрыты от нас. Но и оставшийся фрагмент заставляет сжиматься сердце.

На первой Московской биеннале в 2005 были показаны ваши работы, где движение крохотных человеческих фигурок проецировалось на небольшие круглые экраны размером с блюдце или чашку Петри. Сегодня в Мультимедиа Арт Музее проекция выглядит монументальной настенной росписью. Но фигурки людей, движение которых проецируется на камень, по-прежнему едва различимы. Масштаб меняется, как в "Путешествии Гулливера" у Свифта, но в любом случае он несоразмерен человеку. Насколько для вас важно, что человек оказывается похожим то ли на муравья, то ли на одного из обитателей колонии бактерий?

Михаэль Ровнер: Конечно, для меня человек точно не бактерия и не насекомое. Наоборот, для меня важно свидетельство о реальности существования человека. В проекциях, которые вы видите, нет анимации. Там съемка реальных людей. Свидетельство о личности, которая жила-была где-то, всегда остается. Другое дело, что я стираю или убираю конкретные детали контекста, пространства, идентичности, иногда пола. Мне важно это изъятие человека из привычного конкретного контекста и включение в другой контекст.

Например, в контекст микробиологии?

Михаль Ровнер: Смена масштаба нужна, чтобы зритель мог взглянуть на культуру с новой точки зрения. С той, что позволяет увидеть рисунок движения. порядок и беспорядок, автоматизм действий, самоповтор, орнамент … Так проект с чашками Петри (а он был показан на Венецианской биеннале 2003 года) назывался "Против порядка? Против беспорядка?". Это вопрос, который меня волновал, думаю, может быть очень интересным для многих мест.

Ретроспектива Луиз Буржуа открылась в "Гараже"

А главное, мне хотелось представить человека вообще. Собирательный образ человека. Это как раз то, что изменение масштаба позволяет сделать. Стираются подробности, детали. Остается движение - в пространстве и во времени.

Последние работы - своего рода ландшафты, на фоне которых происходит движение людей. В сущности, это то, чем мы и заняты все время: переезжаем с места на место, перемещаясь во времени, в истории. Мы приходим и уходим. Это наша жизнь.

Но пространства у вас тоже предельно неопределенные?

Михаль Ровнер: Да, я могу "смешивать" разные места. Если угодно, стирать черты не только конкретного человека, но и места.

Но многие ли люди сегодня могут сказать уверенно, где их место? Миллионы людей оказались "в дороге". И где сегодня Ближний Восток? Где Сирия? Если там, где беженцы, то, может, в Турции? Или в Иордании? А, может, в Европе?

Люди ищут новое место, новую идентичность. Мне хотелось бы наметить те тектонические сдвиги, которые происходят подспудно. Как бы наметить карту изменений. Может быть, самый важный процесс, происходящий сегодня, - это потеря однозначной идентичности мест и людей. Их определенность стирается или размывается…

На Венецианской биеннале в какой-то момент люди спрашивали, вглядываясь в движение в "чашках Петри": "Это мы? Или они?". Это тот вопрос, что меня интересует. Это мой драйв, когда зритель, глядя на мою работу, вдруг задается вопросом, имеет ли к нему отношение движение в пространстве истории, какое его место в этом движении.

Переводя такие философские вопросы на язык изображения, вы неизбежно двигаетесь от съемки реальности прямиком к абстракции…

В Москве открылась выставка работ Аниша Капура

Михаль Ровнер: Скорее, к тексту. После проекта в Венеции я стала делать работы, в которых движение людей проецировалось на камни. Камень - тот материал, который долговечнее человека. И люди с давних времен стремились оставить на нем знак - как след собственного присутствия в мире или как послание потомкам. Поэтому образ письма, текста появился вполне естественно.

Один из критиков обнаруживал в ваших произведениях влияние Беккета и Джакометти. Но те работы, что показываются в Москве, заставляют вспомнить архаику наскальных росписей и "орнамент масс" новых времен. Что для вас ближе?

Михаль Ровнер: Для меня наскальные рисунки времен палеолита, действительно, огромный источник вдохновения. Это начало истории человечества. Мы все родом оттуда. Уже тогда человек, сталкиваясь с быстротечностью жизни, хотел оставить память о себе, или создать какую-то параллельную магическую реальность, или отправить послание в будущее.

С другой стороны, я современный художник. И, конечно, приятно, если кто-то мои работы упоминает в связи пьесами Беккета и скульптурами Джакометти. Для меня источником вдохновения во многом был Малевич.

В моем воображении я быстро перемещаюсь между временами. Обычно, чтобы понять что-нибудь получше, люди стремятся приблизиться, чтобы разглядеть все внимательно. А мне иногда наоборот хочется отстраниться, подняться, чтобы увидеть целое. Избыток информации может быть своеобразной формой слепоты.

Сейчас такое чувство, что прошлое возвращается в настоящее. Проникает через настоящее в будущее. Меня интересует динамика движения отдельных людей, групп, сил, с которыми сталкивается человек.

Вы начинали свою карьеру, занимаясь танцами. Обычно от танца художники движутся к перформансу. А вы - к тексту, работе с камнями. Необычная траектория… Как она сложилась?

Михаль Ровнер: Одно цепляется за другое. Был момент, когда, размышляя о проблеме места и идентичности человека, я начала работать с камнями разрушенных домов палестинцев и израильтян. Из этих камней, привезенных с приграничных территорий, я вместе с каменщиками, палестинцами и израильтянами, стала создавать новые конструкции. Или новое место. В сущности, это был коллаж мест - из разных времен и пространств. Это была работа, размышлявшая о сущности созидания, разрушения, нового строительства, о потере места, о границе между местами...

Так я неожиданно для себя обнаружила, что работаю как скульптор с огромными массами камней.  Когда мы отправляли эту работу на выставку в Лувр, на корабли пришлось грузить семьдесят тонн каменных глыб, которые пять недель путешествовали по морям до Гавра.

В Третьяковке открылась выставка реформатора иконописи Симона Ушакова

После той выставки мне предложили сделать работу для станции метро в Неаполе. Я сразу подумала об итальянских фресках. И сделала работу "Переходы" - 37 на 5 метров. Это работа в "смешанной" технике - рисунка, живописи, видеопроекции. Поскольку Неаполь - город с богатой историей, город у подножия Везувия, город, в котором живо чувствуешь смешение эпох, то я подумала, что смешение техник тоже будет уместно. И в моей работе реальные детишки, снятые на видео местной площади, бегают среди деревьев с гравюр XVI века, рядом с нарисованными цветами, растущими у вулкана. Люди едут в метро и движутся через разные археологические и геологические пласты. Конечно, это образ города, который пересоздается, формируется заново.

Работая над проектом, я всегда думаю, какой выбрать масштаб, каким должен быть уровень абстракции. Мне важно понять, в многолюдном ли месте будет работа, что за архитектура будет вокруг…

Вы работали в России?

Михаль Ровнер: Ту работу, где появляются две большие женские фигуры, я снимала в России. Чтобы снять движение людей, я нашла пятьдесят людей в возрасте пятидесяти лет и работала с ними. Мне действительно хотелось уйти от хореографии - к  движениям очень простым и подлинным.

Я много читала об истории вашей страны, когда делала проект для музея в Освенциме. Для павильона Израиля я делала проект, посвященный тем полутора миллионам детей, которые погибли во время Холокоста. Тогда я приезжала работать в музеях, смотрела материла Второй мировой войны, видела фотографии блокадного Ленинграда. Ваша история очень драматична. И меня восхищает мужество, стойкость людей России, их способность начинать все заново в труднейших условиях. Для меня большая честь - показать работы здесь. Тем более в трудный для многих момент.

Актуальное искусство Москва Столица