В 2015 году международный журнал Cosmobike составил список лучших велосипедных дорожек Италии. Первое место в этом престижном рейтинге получила дорожка Ассизи-Сполето-Норчиа протяженностью 102 километра. За ней следует велосипедная трасса Доломитов в Венето (она идет вдоль старой железной дороги и соединяет Кортина Д Ампеццо и Венецию). Замыкает тройку лидеров "Велосипедная Ривьера" (в Лигурии) длиной почти 24 км. Последняя является наглядным примером того, какой должна быть велосипедная трасса: шириной пять метров с двумя полосами и отдельной дорожкой для пешеходов, фонтанчиками с водой, местами для стоянки и обслуживания.
Среди 60-миллионного населения страны этому транспорту отдают сегодня предпочтение уже около пяти миллионов человек. Более того, как утверждает статистика, примерно каждый четвертый житель Италии время от времени садится на велосипед. Свой посильный вклад по продвижению и популяризации этого экологического вида транспорта активно вносят две итальянские "столицы" - Рим и Милан.
За последние несколько лет, что мэрию Вечного города возглавляет заядлый велосипедист Иньяцио Марино (градоначальник предпочитает передвигаться по Риму исключительно на двух колесах), столица кардинально преобразилась. Появилось множество качественных велосипедных дорожек, проложенных по центру Рима и его окрестностям. Также в городе начала действовать муниципальная программа BikeSharing, позволяющая удобно и достаточно недорого арендовать велосипед в одном из 300 пунктов проката. Чтобы воспользоваться этой услугой, велосипедисту нужно зарегистрироваться в одной из специальных касс компании ATAC, расположенных на станциях метро, приобрести электронную карту стоимостью 10 евро.
С этой картой можно смело направляться в сторону пунктов проката - достаточно поднести ее к валидатору, и велосипед ваш. Пользование двухколесным транспортом обойдется клиенту 0,5 евро в час. При этом ездить на нем можно не более 24 часов. После использования велосипед следует вернуть на любой стоянке, вновь пройдя через считывающее устройство и заблокировав транспортное средство.
Помимо государственных прокатных служб в Риме действует также около сотни частных структур, иные из которых в погоне за клиентом готовы даже доставить велосипед на дом или в гостиницу. Милан, у которого также есть свой городской велосервис Milanobike, похоже, стремится обогнать Рим. К примеру, на днях "северная столица" стала первым в Италии городом, в котором появилась JuniorBikeMi - служба аренды ярко-желтых велосипедов для детей о 5 до 11 лет, которым предоставляется возможность покататься по миланскому парку Семпионе и его окрестностям.
Однако есть обратная сторона медали - на волне всеобщей "велосипедизации" страны некоторые итальянские политики выступили с инициативой не только ввести в стране велоналог, но и права для водителей "двухколесных коней" и обязательную страховку для этого типа транспорта, с каждым днем все стремительнее превращающегося в общественный. Если эти предложения будут приняты, то, по некоторым расчетам, итальянским велосипедистам придется раскошеливаться на сумму от 350 до 400 евро в год.