14.10.2015 15:00
В мире

В Минске прошел концерт в честь 100-летия Георгия Свиридова

В Минске прошел концерт в честь 100-летия Георгия Свиридова
Текст:  Ирина Овсепьян
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №39 (715)
Камерный зал Дома Москвы в Минске - место чрезвычайно уютное и как нельзя более подходящее для творческих экспериментов. На днях здесь прозвучали произведения русского классика ХХ века Георгия Свиридова и - впервые в Беларуси - хоровой цикл Юрия Евграфова на стихи Иосифа Бродского "Осенний крик ястреба". Программу, которая стала неожиданностью даже для меломанов, представил публике заслуженный коллектив Республики Беларусь, музыкальная капелла "Сонорус".
Читать на сайте RG.RU

Георгий Свиридов - один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Даже люди от классики далекие наверняка вспомнят и музыку к кинофильму по повести А.С. Пушкина "Метель", снятому гениальным Владимиром Басовым, включая знаменитый вальс, и напряженные аккорды - отрывок из сюиты "Время, вперед!", - сопровождавшие заставку программы "Время" на Первом канале, да-да, ту самую, знакомую каждому в СССР.

Петербургская неделя консерваторий объединит классику, этнику и джаз

Это, впрочем, вещи, любому обывателю вполне знакомые, популярные, ставшие визитной карточкой композитора. Юбилейная же программа, подготовленная "Сонорусом" к 100-летию Свиридова, включила сочинения, известные далеко не всем: для минчан прозвучали написанная в 1980 году хоровая поэма "Ладога" на стихи Александра Прокофьева и "Три старинные песни Курской губернии", виртуозная обработка народного фольклора.

Главный дирижер "Соноруса" Александр Хумала признался, что выбор произведений - результат его личной увлеченности:

- Когда мы заявили программу к 100-летию композитора, первые вопросы были: нам кто-то ее навязал, спустили директиву сверху? Я сказал, что нет, этот концерт готовится из любви к искусству, к музыке, непосредственно к Георгию Свиридову. Еще в бытность мою студентом музыкального училища помню одно из первых моих ярких впечатлений - музыка Свиридова, которую мы проходили. Когда я учился в консерватории, поехал на родину композитора - в город Курск, посетил место, где он родился, деревню Фатеж, посмотрел на эти необычайно красивые места и еще больше влюбился в эту музыку, в эту природу, в эту страну, в этот необъятный, удивительный край. Потом я ездил на курскую землю еще дважды, чтобы, если можно так сказать, испить воды живой. Почему Свиридова мало знают на Западе - потому что эта музыка непосредственно связана со словом.

Критики Москвы назовут главное событие музыкального сезона 2014/2015

Свиридова могут понять только люди, для которых русский язык - родной, независимо от их национальности. Притом что я, разумеется, люблю белорусский язык, я его считаю таким же родным, как и русский, и мы исполняем много белорусскоязычных произведений.

Музыка Свиридова подтолкнула молодого белорусского дирижера к изучению русской поэзии:

- Я открыл для себя поэзию Блока, русских символистов, Есенина... Через эту музыку я начал учить наизусть стихи.

Тем же путем Александр Хумала пришел к поэзии Иосифа Бродского - и так в программу попал хоровой цикл современного российского композитора Юрия Евграфова "Осенний крик ястреба". В сочетании подлинной поэзии с музыкой получилось очень мощное произведение. Отдельные аплодисменты - артистизму дирижера, работу с такой отдачей нечасто встретишь.

Беларусь Классика