Успеть до 1 декабря
В Подмосковье до конца ноября проходит акция "Шина-2015", в которой принимают участие 20 муниципалитетов области. Ее суть: в городе создаются площадки, куда любой желающий может привезти использованные автопокрышки. Трудозатрат немного, а польза огромная - если просто выбросить колеса на помойку, есть вероятность, что их подожгут. А горящая автомобильная резина выделяет канцерогены и вещества, способные вызвать приступ удушья даже у здорового человека. Да и земля, на которой жгли шины, несколько лет остается отравленной.
Организаторы акции - некоммерческая организация Фонд рационального природопользования и министерство экологии и природопользования Подмосковья. Надо сказать, что этим делом оба ведомства занимаются третий год, но именно в этом году акция впервые набрала ощутимые обороты. Весной в области организовали 70 площадок и собрали 2 тыс. тонн покрышек, по итогам осени ожидают 3 тыс. тонн. Самые активные в сборе шин муниципалитеты в качестве награды получают от организаторов диплом и декоративный лимон в горшке. Но дело даже не в награде. "Эта акция сняла с наших плеч проблему: что делать с шинами, которые весной и осенью в изобилии появляются у мусорных контейнеров, а то и просто в "укромных" уголках города, - рассказывает "РГ" начальник отдела охраны окружающей среды городского округа Долгопрудный Татьяна Матросова. - Теперь наша задача - просто собрать колеса в одном месте. Бюджет больше не тратит деньги на их вывоз - эти расходы взял на себя фонд. А надо отметить, что Долгопрудный - очень компактный город, без поселений, разбросанных между большими лесными массивами. Другим муниципалитетам, вынужденным собирать шины по кромкам лесов, забота об экологии обходится в разы дороже.
В надежде на сознательных
В фонде собранные покрышки чистят, сортируют по категориям - отдельно, например, собирают шипованные колеса или шины для крупногабаритного транспорта, и отправляют на перерабатывающие заводы. "Таких заводов только в столичном регионе и в радиусе 200 км от него - 30", - утверждает учредитель фонда Владимир Аленцин. Он поделился с "РГ" статистикой: ежегодно в России продается 1 млн тонн шин. Мощности перерабатывающих заводов гораздо меньше объемов продаж - всего 300 тыс. тонн. Но даже такие мощности загружены не в полную силу: заводы перерабатывают всего 100 тыс. "В три раза увеличивать переработку можно свободно", - считает Аленцин. Но для этого необходимо наладить цивилизованный сбор - никакие заводы бегать по помойкам и закоулкам в поисках выброшенных колес не будут.
Между тем использованные шины еще долгие годы могут служить людям. Из них, например, давно научились производить электроэнергию, правда, занимаются этим очень редкие предприятия. Из них делают крошку, которая добавляется в асфальтовое покрытие, придавая ему эластичность: асфальт с резиной меньше трескается от перепадов температур. В основе покрытий теннисных кортов, искусственных футбольных полей и современных детских площадок - тоже чьи-то бывшие колеса. Благодаря им наши дети больше не приходят с прогулок или спортивных занятий с ободранными коленками - резина не допускает такого вида травм. Из шин делается и покрытие ступенек эскалаторов в метро. А еще - регенерат, который потом превращают в коврики для машин.
Москва на очереди
В акции "Шина-2015" могут поучаствовать и москвичи - но только самостоятельно довезя старую резину до ближайшего областного муниципалитета. Все близлежащие к Москве города организовали на своей территории пункты сбора шин. Как правило, в каждом муниципалитете имеется две-три таких точки, чтобы сознательным гражданам не приходилось стоять в пробках еще и на подмосковных дорогах. Месторасположение пунктов сбора можно узнать на сайтах городов или по дежурным телефонам, которые имеются в любом муниципалитете.
Почему, охватив Подмосковье, организаторы не выводят акцию внутрь МКАД? На то, говорит Владимир Аленцин, есть несколько причин. Это и существующее в столице ограничение по движению большегрузного транспорта, а другим вывозить колеса - все равно, что черпать ложкой море. И сложность в организации пунктов сбора - попробуй-ка найди в Центральном округе Москвы свободный ангар, способный вместить тысячи тонн покрышек. "Но желание столичных властей примкнуть к нашей акции мы видим, и скорее всего в 2016 году реализовать его удастся", - уверен руководитель фонда.
Кстати
По данным департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, в промышленную утилизацию сегодня попадают не более 10% пригодных к переработке шин. Остальные находят приют на свалках, где и разлагаются, причиняя ущерб окружающей среде.