26.10.2015 21:00
Общество

Константин Антипов: Бум на электронные книги прошел

Почему среди книжных графиков нет фрилансеров?
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №242 (6813)
Сколько книг читают россияне? Что общего у бронежилета и упаковки от мороженого? Почему Билибин не смог бы сегодня иллюстрировать сказки? Об этом "РГ" рассказывает ректор Университета печати им. Ивана Федорова Константин Антипов.
Читать на сайте RG.RU
Россия стала почетным гостем 60-й книжной ярмарки в Белграде

Цифра стремительно вытесняет станок, горячий набор и линотип. Успевают ли учебные программы за натиском новых технологий?

Константин Антипов: Решающую роль играют не технологии, а методы. Наши выпускники должны иметь не просто базовые представления о современном медийном пространстве и современной полиграфии. Они должны уметь адаптировать любую информацию, аудио-, видеоряд, любое содержание к современным технологиям. Мы давно уже занимаемся не только привычными печатными книгами, но и электронными, мобильными платформами, которые распространяют контент, исследованиями в нано- и микроэлектронике.

Современные полиграфические технологии - это технологии защиты информации, сверхточные, сверхпрочные материалы, которые можно использовать не только для изготовления упаковки и купюр, но и фильтров и даже бронежилетов. Понятно, что в вузе, где готовят таких специалистов, программы должны быть интегрированными, когда практика начинается уже на первом-втором курсах. Особенно важно это для наших инженерных специальностей, издателей, журналистов, дизайнеров, графиков.

Получается, знаменитый художник Билибин сегодня не смог бы иллюстрировать современные книги?

Константин Антипов: Не смог бы. Ему пришлось бы получать современные знания. Наши художники отлично понимают, что такое книга не только в бумажном виде, но и в электронном. Это не просто текстовый формат для планшета. Это и текст, и его структура, адаптированная к электронным устройствам, визуальный ряд, дизайн. У нас, кстати, среди выпускников института графики и искусства книги почти нет фрилансеров. Их разбирают как горячие пирожки работодатели. Причем на очень приличные зарплаты.

В Москве открылась выставка "Литература в фарфоре"

А будет ли жить обычная книга, которая пахнет бумагой и типографской краской?

Константин Антипов: То, что бумажные книги уходят с рынка, неправда. Каждый год в России выпускается 120 тысяч книг общим тиражом почти 600 млн экземпляров. Книжный рынок очень разнообразен. Электронные книги свой рост остановили пару лет назад. В России на них приходится не больше 10 процентов. Прошел бум. Книга печатная жива, развивается, находит новые способы взаимодействия с аудиторией. Все специальности и направления подготовки, связанные так или иначе с книгой, пользуются огромной популярностью среди абитуриентов. Конкурс бывает до 50 человек на место .

Рабочие места для полиграфистов есть?

Константин Антипов: Сейчас только в одном Центральном федеральном округе работает 2,5 тысячи успешных предприятий полиграфической отрасли. Выпускаем мы 1200-1300 человек в год. Потребность в кадрах так велика, что потенциальные работодатели, объединившиеся в ассоциацию, готовы давать вузу заказ на подготовку целевых выпускников и платить за это. Наши выпускники востребованы не только в России, но и в странах СНГ. Сейчас, например, к нам поступили 40 студентов из Казахстана. Почти все они выпускники профильных колледжей и техникумов, которые захотели продолжить образование в единственном профильном вузе на постсоветском пространстве . Возможно, с 2016 года начнем такие же проекты с Китаем, Белоруссией, Кыргызстаном.

Виктор Чижиков: Художники-злюки не наскребут добра на детскую книжку

Какие специальности пользуются самым большим спросом у абитуриентов?

Константин Антипов: Растет спрос на инженерные направления, журналистику, пиар и рекламу. Растет внебюджетный прием. Если еще 4-5 лет назад вуз принимал около 40 процентов платных студентов, а 60 были бюджетниками, то сегодня пропорция обратная. В 2015 году мы приняли на первый курс почти в два раза больше контрактников. Баллы ЕГЭ и дополнительных экзаменов у платников такие же высокие, как и на бюджете, - больше 70 баллов за один экзамен.

Справка "РГ"

Институт печати им. Ивана Федорова был создан в 1930 году и начинался с трех факультетов - Инженерно-технологического, Инженерно-экономического и Издательского. В 1960 году полиграфический институт объединился с Московским заочным полиграфическим институтом, и к 80-м годам стал одним из самых крупных вузов Москвы. Сейчас в нем учится почти 7 тысяч студентов.

Образование