Смотр в столице Японии традиционно является площадкой, где представляют концепт-кары, новейшие технологии и воплощенные в единственном экземпляре безумные идеи. Это мероприятие в стиле sci-fi, и оно гораздо больше про нащупывание направлений и поиск общих векторов развития, нежели про конкретные технологические решения.
Машин, которым остается один шаг до конвейера, здесь мало, а 90 процентов из того, что демонстрируют в Токио, никогда не будет воплощено в жизнь в том виде, в котором было показано на автосалоне.
В этом году Токио остался верен себе: многие из представленных здесь машин - причудливые концепт-кары, работающие на водороде, отказывающие водителю в праве рулить или же ради сохранности пешеходов сделанные из подушек безопасности.
Впрочем, любителям живого драйва и скорости в Токио тоже есть на что посмотреть: многие компании выкатили на стенды прототипы будущих суперкаров и спортивных флагманов.
Самые интересные новинки Токийского автосалона - 2015 - в обзоре "РГ".
Подготовленный специально для Токийского автосалона, что отражено в его названии, этот автомобиль - мерседосовское видение того этапа нашего будущего, когда человек избавится от необходимости сидеть за рулем.
Скрывающийся за стремительными формами минивэна салон полностью пассажироориентирован. В этой машине все говорит о том, что процесс вождения - отнюдь не главное, и человеку стоит заняться своими делами, пока искусственный интеллект бережно отвезет его к пункту назначения. Здесь нет раздельных рядов кресел - диван окаймляет салон по кругу. А во всю ширину открывающейся вбок двери сделан огромный экран, с которого жестами можно управлять автомобилем. Водительское место, сиротливо приютившееся в носовой части концепт-кара, в таком интерьере выглядит лишним.
Vision Tokyo - машина-манифест, и никакого отношения к реальности не имеет. Так что в ближайшем будущем увидеть такой автомобиль на дорогах нам не грозит. Однако практически все лидеры мирового автопрома ведут работу над созданием беспилотных машин. И через какое-то время на любителей порулить будут смотреть примерно так, как сейчас смотрят на тех, кто снимает на "пленку".
Точно так же, как Vision Tokyo является воплощенной теорией автомобиля без водителя, FCV Plus - тойотовская концепция экологически чистой машины, работающей на водороде.
Концепт-кар выглядит то ли как одиночный космический челнок из "Звездного пути", то ли как навороченная мини-субмарина.
Основной упор здесь сделан на зеленые технологии - эта машина абсолютно безвредна для природы. Бак для чистого топлива установлен за задними сиденьями, а еще у автомобиля довольно интересная трансмиссия: концепт-кар имеет четыре двигателя - по одному на каждое колесо.
Хоть Toyota и не анонсировала "беспилотность" FCV Plus, руля у машины нет (впрочем, возможно, что он выдвигается из приборной панели).
Если вам показалось, что от токийских творений Mercedes-Benz и Toyota веет безумием, то вы еще не видели этот автомобиль.
Teatro for Dayz - памятник интеграции машины со смартфоном, облачными технологиями и интернетом вообще. Концепт-кар от Nissan - самое большое мобильное устройство в мире. Сиденья, консоль, приборная панель и даже рулевое колесо машины сделаны из… сенсорных экранов. Дисплеи также есть в бамперах и боковинах модели.
Как отметил президент Nissan Карлос Гон, "молодежь никогда не знала мира без интернета, электронной почты и соцсетей. Они всегда онлайн и хотят делиться своим опытом. Teatro for Dayz - машина для самовыражения".
Автомобиль-диван.
Несмотря на несуразный внешний вид, эта машина служит, пожалуй, гораздо более благородной миссии, чем любой из представленных на Токийском автосалоне концепт-каров.
Зеленые вставки из мягкой ткани по периметру кузова - не что иное, как внешние подушки безопасности.
Конечно, автомобили будущего вряд ли будут похожи на пуфик, однако можно не сомневаться, что эта технология спасет не одну тысячу жизней пешеходов.
Разработкой Flesby занималась компания Toyoda Gosei, подразделение концерна Toyota, а здесь можно посмотреть, как выглядит установка внешних подушек безопасности на серийные автомобили.
Этот концепт-кар - ода самому себе и представитель "автомобильного эксгибиционизма".
Дизайн Kikai - причудливая смесь пустынного багги и хот-рода старой закалки, заключающая в себе аллюзии на родоначальников автомобильной эры.
По факту, кузов этой машины представляет собой трехместную кабину для водителя и двух пассажиров, а все остальное выставлено на всеобщее обозрение. Элементы передней и задней подвесок не закрыты крыльями, колеса вынесены за пределы корпуса, а сзади можно разглядеть хромированные трубы двигателя.
Kikai не несет инноваций в сфере безопасности, он не умеет ездить сам, и заправлять его нужно бензином, а не водородом. Единственный месседж, который хотела передать Toyota через эту машину: "Автомобиль прекрасен, им нужно восхищаться".
Поэтому Kikai никогда не пойдет в серию. А жаль, ведь по харизматичности этот цепляющий с первого взгляда автомобиль даст фору и Volkswagen Beetle, и Mini Cooper.
Возвращение легенды: новый концепт-кар Mazda получил роторный мотор.
В 2012 году японская компания сняла с производства спорт-купе RX-8 и объявила о прекращении исследований в области роторных двигателей. Тем самым прервалась более чем 30-летняя история беспоршневых моторов Mazda, олицетворявших ее спортивный дух. Ротор не удалось адаптировать к современным экологическим нормам, а кроме того, у него был меньший ресурс износостойкости, нежели у традиционного ДВС.
Спустя три года выяснилось, что Mazda никогда не прекращала работы над роторным мотором. А это значит, что в скором времени автомобиль, представленный в Токио, станет преемником RX-8.
LF-FC - не концепт-кар, а практически готовый к запуску в серию автомобиль, что большая редкость для Токийского автосалона. Он должен прийти на смену флагману компании - Lexus LS, чей почтенный возраст выглядит особенно удручающе на фоне Audi, BMW и Mercedes-Benz, совсем недавно обновивших свои топовые модели.
Следуя тренду, Lexus оснастил LF-FC водородными топливными элементами. Также машина получила систему анализа автомобильного потока и автономного движения в нем без помощи водителя. Климат-контролем и аудиосистемой нового Lexus можно управлять жестами. А для облегчения пользования функцией LF-FC будет высвечивать посредине салона голограмму с пошаговой инструкцией.
Обычно вы запускаете на игровой приставке гонки и выбираете приглянувшийся вам автомобиль из числа тех, что существуют в реальности. С этой машиной все наоборот. Vision GT перекочевал в реальность из гоночного симулятора Gran Turismo 6.
Nissan не раскрыл технических характеристик концепт-кара. Однако, судя по агрессивному виду похожего на боевой истребитель автомобиля, они обещают быть впечатляющими.
А еще дизайн Vision Gran Turismo, несомненно, является развитием стиля нынешнего GT-R. Так что перед нами, скорее всего, прототип следующего поколения самого быстрого из Nissan.
В Мюнхене решительно махнули рукой на "зеленый" тренд Токийского автосалона.
500 баварских "лошадей". 3,7 секунды до "сотни". 3-литровый битурбированный мотор. 7-ступенчатый преселективный "робот". Усиленный карбоновыми элементами кузов.
Самый быстрый из BMW.
И никакого водорода.
Тем, кто работает в офисе и наверняка сидит на кресле с колесиками, достаточно в воображении дорисовать ему крышу, чтобы понять, что такое Honda Wander Stand.
Впрочем, это кресло - двухместное, оснащено электромотором и вооружено значительным набором высоких технологий.
Сверхкомпактные размеры (199 см в длину и 125 см в ширину) не позволяют отнести Wander Stand к автомобилям. Для скутера он, напротив, слишком большой. Таким образом, в Honda изобрели некий промежуточный класс транспортных средств.
Показания приборов и навигационные указания Wander Stand проецирует на ветровое стекло.
Но самое главное - он умеет ездить по диагонали. Вкупе с миниатюрными габаритами это качество сделало бы Wander Stand незаменимым в московских пробках. Однако салон диковинного концепта не герметичен - в нем нет стекол. Да и двери в решеточку. Так что в России мы Wander Stand вряд ли увидим.