04.11.2015 16:12
Кинократия

Как "эротический триллер" превратился в "порнодраму"

Текст:  Дмитрий Сосновский
В российском прокате стартует фильм режиссера Егора Баранова "Саранча". Он анонсирован как "эротический триллер", хотя более точным, пожалуй, было бы определение "порнодрама".
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Саранча"

Причем первая составляющая этого определения связана не столько с обилием чрезвычайно откровенных сцен, сколько с бестолковостью сюжета, неубедительностью персонажей и полуживой игрой многих актеров: и то, и другое, и третье немногим качественно отличается от того, что можно увидеть в фильмах соответствующей категории. Куда более условна здесь вторая часть - ведь словом "драма" обычно называют нечто большее, чем серая тягомотина (с ужасным музыкальным сопровождением, которое не спасает даже замечательный композитор Алексей Айги), представляющая собой смесь идиотских поступков и невероятно примитивных диалогов, периодически прерываемых неторопливым, но "страстным" сексом на фоне всевозможных декораций - последний занимает, наверное, около трети экранного времени (а фильм идет два долгих часа).

"Неуловимые. Последний герой": пластмассовый мир победил

Очевидно, создатели видят в своем творении глубокий психологизм, но лучше бы они ограничились и так достаточно нескромной претензией на остросюжетность. Возможно, тогда вместо пародии на и без того жалкие "Пятьдесят оттенков серого" получилась бы карикатура на "Основной инстинкт".

Душевные метания двух молодых людей, морально разлагающихся на глазах у зрителя, никакого сочувствия не вызывают. И не только потому, что проблемы героев становятся прямым и абсолютно предсказуемым результатом их глупых действий, но и в связи с тем, что сами герои - одноклеточные. Чтобы дать исчерпывающее представление о главных действующих лицах, достаточно пары слов.

Главный герой - Артем в исполнении Петра Федорова, некогда гонявшего трудовых мигрантов по московским окраинам в фильме "Россия 88", а недавно отметившегося в сомнительном проекте "Родина". Он - провинциальный парень, источающий маскулинность, чтящий мушкетерский кодекс местной шпаны (до тех пор, пока физиологические потребности не вынудят стать подкаблучником), при этом интеллектуал и даже поэт. Первое выражается в том, что он прочел все книги со своей полки (кажется, одной), на чем, видимо, и остановился - уровень "начитанность" таким образом достигнут, а московская гостья впечатлена. Второе - в том, что с алкоголиком-отцом (которого играет Алексей Горбунов, пообещавший недавно не сниматься в российских фильмах) они друг другу читают дурные стихи собственного сочинения. В конце он пишет "роман", хотя больше это похоже на дневник подростка. В общем, эдакая бюджетная версия "молодого негодяя Савенко". Что называется - "For Dummies".

Приехавшую из Москвы девицу (Паулина Андреева) по имени Лера действительно совсем не сложно впечатлить фактом прочтения книги, она - стереотипная дочь олигарха. И кроме глянцевых журналов ничем не интересуется. Так что сердце красавицы завоевано быстро, и после бурного курортного романа герой отправляется за ней в Белокаменную, оставив наедине с деревенскими комплексами верного друга (Александр Голубков), который станет затем полицейским и "неожиданно" проявит себя подлецом.

"Душа шпиона": неубедительная производственная драма в эстетике 90-х

Не менее шаблонны и остальные персонажи. Родители Леры - бездушные богатеи с криминальным прошлым, которые требуют от своей дочери принять их бесчеловечные ценности и ругаются, когда она начинает что-то бормотать о любви. Друг папаши (Дмитрий Шевченко) - такой же циничный делец, и его монолог о ценностях расшифровывается примерно следующим образом: "Я олигарх, я ценю только деньги, а все остальное - наивные глупости. Вот такой вот я злодей". Он, представьте себе, влюблен в дочку друга, и посредством шантажа ему удается на ней жениться.

То, что начинается потом, описывать просто скучно. На сцене появляются еще несколько пластмассовых персонажей - от богатой любительницы молодых и несчастных провинциалов до карикатурного хиппи-наркомана-поэта, владеющего издательством и презирающего свою страну. Вялый рассказ о немотивированном риске, умопомрачительной наивности, алчности (которую можно было бы назвать омерзительной, если бы фильм мог вызывать какие-то эмоции, кроме скуки и иронии) и трех убийствах - одно нелепее другого - время от времени прерывается философствованием Леры в духе "любовь - как наркотик: один раз подсядешь - уже не соскочишь". Такого рода "жизненной мудростью" авторы картины потчуют зрителя ненамного реже, чем сценами совокупления главных героев.

Центральная реплика, объясняющая (пытающаяся объяснить) зрителю название и смысл фильма, произносится пьяной миллионершей (Екатерина Волкова), возмущенной тем, что молодой муж отказывается исполнять свои супружеские обязанности: "Ваше поколение - как саранча: хотите все получать, ничего для этого не делая". Затем она с достоинством добавляет: "Мы хотя бы воровать умели". Такой вот конфликт поколений. Примеров, которые в эту картину мира не укладываются, в "Саранче" нет. Как нет ни одного персонажа, достойного не то что симпатии - а хотя бы интереса.

1.0

Рецензии