Муниципальное предприятие "Городской транспорт" лихорадит уже целый год. Организация накапливает долги, а когда деньги совсем заканчиваются, обращается в мэрию, к депутатам Петросовета с просьбой об очередной субсидии. В этом году уже стоял вопрос о полном прекращении движения троллейбусов. Средств не было ни на что. Тогда депутаты выделили около 71 миллиона рублей в надежде, что "Городской транспорт" начнет выходить из кризиса.
Не получилось. Организация снова в долгах. Петросовет дал еще 12 миллионов. Однако эти средства не пошли на оплату электроэнергии, как планировалось, их тут же списали по исполнительным листам в Пенсионный фонд, перед которым также имелась задолженность.
В итоге энергоснабжающая компания отключила подстанцию, надеясь, что транспортники все же заплатят. Как сообщили в пресс-службе организации, общие невыплаты "Городского транспорта" - более пяти миллионов рублей, текущие - более трех. Но муниципальное предприятие так и не рассчиталось.
- Я думаю, причина в том числе и в стоимости проезда. За одну поездку берут 15 рублей, а буквально месяц назад было и того меньше - десять. Это очень маленькая сумма, - говорит экономист Валерий Никонов. - Поэтому есть опасение, что через какое-то время руководство предприятия снова обратится к депутатам с просьбой выделить
деньги из бюджета на свою производственную деятельность. Проезд по такой цене, как мне кажется, нерентабелен, поэтому организация опять попадет в долговую кабалу.
Администрация Петрозаводска считает по-другому. Чиновники не единожды заявляли, что утверждение цены в 10, а потом и 15 рублей за одну поездку увеличивает число пассажиров и прибыль. Отпуск же цены на проезд в троллейбусах сразу приведет к повышению цены в маршрутных автобусах.
Пока в мэрии опасались этого, проезд в маршрутках вырос с 20 до 22 рублей. И нужно сказать, что частный транспорт пустым не ходит, пассажиры не скапливаются на остановках в ожидании более дешевых троллейбусов. Все как обычно.
Городские чиновники уверены, что ежегодных субсидий из муниципального бюджета недостаточно для экономически устойчивой деятельности предприятия, сохранения низких цен на билеты, обновления и модернизации подвижного состава. Расходы на содержание постоянно растут, и это отражается на финансовом состоянии "Городского транспорта". Так, если в 2012 году за электроэнергию заплатили 43,5 миллиона рублей (14,7 процента от общей суммы затрат предприятия на троллейбусные перевозки), то в 2014 году - 56,7 миллиона (18,7 процента). А за первый квартал нынешнего года затраты уже превысили 20 процентов.
- Поэтому мы обратились в карельский парламент с законодательной инициативой снизить тарифы на электроэнергию для троллейбусов, - сказала глава Петрозаводска Галина Ширшина.
По мнению депутата Петросовета Павла Сандберга, о будущем муниципального предприятия нельзя говорить без обсуждения общей политики в сфере общественного транспорта. А ее, как считает Сандберг, нет.
- Необходимо сначала разработать современную маршрутную сеть, чтобы исключить в том числе дублируемые частными перевозчиками маршруты. Продумать эффективные схемы социальных льгот и скидок, тарифную политику, опять же с участием частных транспортных компаний. Должен быть единый подход к цене, качеству услуги, к расписанию. Этим и обязаны заниматься городские чиновники, - уверен депутат.
Что касается ограничения подачи электричества, то в последний момент администрация нашла 18 миллионов рублей. "Городскому транспорту" предоставят очередную бюджетную субсидию на погашение долгов и бесперебойную работу троллейбусов. "Рогатые" пошли по своему маршруту. Правда, никто не берется комментировать: будут ли эти деньги списаны за электричество или пойдут по другим счетам, как скоро мэрия снова начнет в аварийном режиме спасать муниципальное предприятие?
Руководитель "Городского транспорта" Максим Луньков направил в прокуратуру Петрозаводска и в УФАС Карелии обращение с просьбой проверить законность действий энергоснабжающей организации в связи с отключением от электроэнергии подстанции, питающей линию троллейбусного маршрута №1.
Кстати
Администрация Петрозаводска провела конкурсный отбор по регулярным перевозкам на новом маршруте N 9. Участники комиссии остановили свой выбор на предприятии, которое предложило самую низкую стоимость проезда.
Согласно условиям договора, который в ближайшее время будет подписан, цена билета в течение пяти месяцев составит... восемь рублей. На сегодняшний день это самая низкая цена поездки в городском общественном транспорте.