18.11.2015 12:46
Культура

В Петербурге реставрацию "степной бабы" отложили до капремонта

Некачественная реставрация уродует старинные здания
Текст:  Анна Романова Вера Черенева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №260 (6831)
Фотографии "степной бабы", в которую после некачественной реставрации превратилась печальная нимфа с фасада доходного дома Бадаева, облетели Интернет. Виновных вряд ли найдут, барельеф появился на фасаде еще в 1980-е. Но обратили на него внимание только сейчас - выяснилось, что раньше просто не было техники, которая могла бы показать скульптуры во всей красе, а как должно было выглядеть здание, особо не задумывались, ведь архитектурные детали множества исторических домов никем никогда централизованно не фиксировались.
Читать на сайте RG.RU
Смольный отказался ускорить воссоздание Мефистофеля

Несмотря на то что Петербург - город с удивительной архитектурой и знаковые здания в исторических районах находятся буквально на каждом шагу, ни горожане, ни реставраторы не могут доподлинно сказать, сколько в Северной столицы барельефов, малых архитектурных форм и в каком состоянии они находятся.

До революции архитекторы зачастую относились к своим творениям весьма скромно. Доходный дом сдавался, заселялся, а барельефы, его украшающие, воспринимались как естественный довесок - все так делали. В Великую Отечественную войну многие дома в историческом центре были полностью разрушены. Треть жилья в послевоенном Ленинграде 27 нуждалась в восстановлении или капитальном ремонте. Первая масштабная реставрация жилых зданий на Невском проспекте была в 1950 году. Над восстановлением знаковых зданий трудились скульпторы, художники, историки, реставраторы. Жилые дома - бывшие доходные - приводились в порядок так называемым хозяйственным способом, то есть силами работников ЖЭКа. Согласно официальному заключению КГИОП, доходный дом Бадаева в 1980-е годы еще не считался памятником архитектуры, поэтому лицо нимфы восстанавливали непрофессионалы.

К такому объяснению градозащитники отнеслись с долей скепсиса. Как рассказал корреспонденту "РГ" активист общественной организации "Живой город" Дмитрий Литвинов, градозащитники призвали к ответу городской комитет по охране памятников.

Правы ли протестующие против реставрации Казанского собора

По словам Литвинова, изображения скульптур, взбудоражившие Интернет, не являются изображениями "до" и "после" реставрации - это два разных барельефа с двух стен здания, одно со стороны улицы Жуковского, где реставрации не было, другое - со стороны улицы Восстания, где ремонт все-таки произвели. Примерно две трети здания отремонтировали в 2013 году, именно тогда рабочие и заметили, что барельефы, мягко говоря, сильно отличаются, но трогать скульптуру не стали, а просто покрасили сверху.

- Самое ужасное, что мы не можем конкретно сказать, в какой момент и после чего вторая нимфа была сделана наспех и изуродована, - пояснил Литвинов. - С земли этого просто не увидеть без специальной оптики, поэтому, когда фото появилось в Интернете, это и привлекло внимание к зданию. Более того, получается, что власти были в курсе такой ситуации, однако ничего не предпринимали, чтобы привести скульптуру в подобающий вид. У каждого здания-памятника есть список охранных элементов, они должны быть зафиксированы на фото, находиться на особом контроле, особенно после ремонтных манипуляций.

После того как фотографии неудачной реставрации превратились в мем и дело получило широкий общественный резонанс, чиновники КГИОП пообещали, что к работам привлекут профессиональных скульпторов, которые сделают все "как было". Правда, восстанавливать барельеф начнут не прямо сейчас и даже не на следующий год, а лишь когда придет пора капремонта здания.

Петербург очистят от уродливых памятников

- Вопрос не только в том, что ремонта приходится долго ждать и катастрофически не хватает средств. Суммы на капитальный ремонт рассчитываются одинаковым способом как для хрущевок, так и для зданий XIX века, - считает профессор кафедры ТОЭС инженерно-строительного факультета СПбГПУ, член научно-технического совета Жилищного комитета Петербурга Сергей Старцев.

В Союзе реставраторов Петербурга отмечают, что современные технологии позволяют воссоздать облик памятника, даже если оригинал разрушен, с помощью 3D-принтера. Но есть проблема, разрешить которую не помогут никакие деньги.

- На снимках есть далеко не все здания города, - говорит официальный представитель Союза реставраторов Петербурга Наталья Ловецкая. - Поэтому мы обратились к петербуржцам с просьбой присылать в наш союз старинные и современные фотографии исторических зданий по адресу: soyuz.spb@mail.ru.

Мнение

Алексей Ковалев, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Петербурга:

- Ключевая проблема в том, что в законодательстве четко не прописано, как должен проводиться ремонт жилых зданий-памятников. Для Петербурга это актуально, у нас свыше трех тысяч таких домов. Сейчас здания ремонтируются за счет фонда капремонта, и средства эти очень ограниченны. Второй момент - ремонт во всех зданиях - объектах культурного наследия должен проводиться после согласования проекта с КГИОП, и исполнителем может быть только фирма с соответствующей аккредитацией. Система сложная, и иногда от нее отходят, тем более что ответственность за нарушение внешнего вида фасадов совсем невелика. Поэтому я не исключаю вариантов, что при ремонте исторических зданий могут искажаться не только барельефы, но и быть некрасиво уложена черепица, установлены диссонирующие металлоконструкции. Подобные проблемы есть не только в Петербурге. В Тверской области в местное законодательство включили положение, что ремонт зданий-памятников может осуществляться в рамках программы капремонта. Юристы петербургского парламента не сочли нужным вводить аналогичное положение. Поэтому я считаю, что стоит внести такую строку в Жилищный кодекс России, ведь, если мы не будем грамотно ремонтировать дома-памятники, через пару десятков лет мы рискуем их и вовсе потерять.

Архитектура Санкт-Петербург Северо-Запад