Между Фрейдом и Юнгом
Сабина Шпильрейн - легендарный психоаналитик, осмелившийся погрузиться в самые глубины человеческой души. Она всмотрелась в такие бездны, куда, быть может, не стоит заглядывать человеку. И обнаружила там ад - заложенное в основании стремление к самоуничтожению. Казалось, она знала о душе все, и проиграла только один раз - когда не смогла понять своих палачей и повела дочерей вслед за собой на встречу с убийцами.
Имя Сабины породило столько мифов, что невольно задумываешься, почему молоденькая девушка вызвала массу кривотолков. Чтобы разобраться, что из них правда, редакция "РГ" организовала видеоконференцию с учеными, посвятившими свои исследования судьбе и научной карьере знаменитой уроженки Ростова. Американский психоаналитик и историк психоанализа, доктор медицинских наук Генри Лотан и доктор философских наук ЮФУ Елена Ромек поделились новыми данными и своими соображениями о ее жизни.
- Сабина родом из богатой семьи коммерсанта Николая Шпильрейна и врача-стоматолога Евы Люблинской, - рассказывает Елена Ромек. - Они переехали в Ростов из Варшавы, а девочка осталась жить в Варшаве, во фребелевском детском саду, где никогда не наказывали детей. Потом семья соединилась, и Сабиной занялись родители. Отец нет-нет, да и прикладывал руку к воспитанию и, видимо, иногда перегибал. Его принято изображать злым гением. Но если вы хотите знать, как вырастить четырех вундеркиндов - это вопрос к нему. Он азартно, с полной самоотдачей учил детей.
А результат трудов "злого гения" на педагогической ниве таков. Старший сын Ян изучал музыку в Парижской консерватории, математику и физику в Сорбонне, стал ректором института энергии в Москве. Исаак учился в университетах Гейдельберга и Лейпцига, называл себя марксистским психологом. Эмиль - декан биологического факультета Ростовского госуниверситета. Сабина закончила университет в Цюрихе, стала доктором медицинских наук и первой женщиной-психоаналитиком.
- Отец не настаивал на ее замужестве, как было принято, а дал возможность идти своим путем, - говорит Елена Ромек. - Возможно, этому способствовали истерические припадки, которые она устраивала родителям. В то тревожное декадентское время существовала "мода на нервы", и она предъявляет целый репертуар разнообразных выходок. Сейчас бы сказали - типичный подростковый бунт.
Родители увезли ее лечиться в Европу, и, в конце концов, она попадает в клинику Бургхельцли. Врачом назначают Карла Юнга. В клинике ее поведение благонравием тоже не отличается, она и тут "устраивает некоторые штучки" и даже несколько весьма кокетливых демонстраций суицида. Сабина пишет на немецком завещание "Последняя воля": свой череп посвящает гимназии и просит поместить его в стеклянный ящик, украсить бессмертными цветами и пафосной эпитафией, а мозг, кстати, дарит Юнгу. Вот так воюет со взрослым миром экзальтированная образованная девочка, уставшая от домашней диктатуры.
- Она стала первой пациенткой Юнга, с которой он решился апробировать психоаналитический метод, предложенный Фрейдом, - рассказал Генри Лотан. - Новыми сведениями об этой истории я обязан швейцарцу Бернарду Миндеру, впервые опубликовавшему медицинскую карту Шпильрейн, составленную Юнгом. "Дорогой профессор Фрейд, - пишет Юнг. - Фройляйн Сабина Шпильрейн, студентка медицинского факультета, страдает истерией". И вот еще: "Но благодаря анализу, ее состояние заметно улучшилось, и оказалось, что она - весьма интеллигентный и талантливый человек, способный на самые тонкие чувства". Кстати, Сабина сразу сказала Юнгу: "Я не больна, но у нас часто были конфликты. Мне надо отдохнуть". В ее семье все кричали друг на друга: мать, отец, братья. Никакого психоза, а тем более шизофрении там не было, а вот семейный кризис - во всей красе. По сути, Юнг стал первым человеком, который ее внимательно выслушал. Роман между пациенткой Шпильрейн и доктором Юнгом - самый главный миф в истории психоанализа. Сейчас активно тиражируют эту версию. Но никакого романа не было. Реальность совсем другая.
Гениальная малышка
Лечение Сабины стационарное, она живет в палате клиники. Юнг с женой и дочерью - тоже при клинике. Непредставимо, чтобы между врачом и пациентом, да еще в таких обстоятельствах, развивались близкие отношения. К тому же не так быстро пускались тогда в любовные приключения. В одном из фильмов Сабину играет Кира Найтли - воплощенный sex apple. Но в те времена Сабина еще носит косичку - детскую прическу. К тому же девушка настроена на другое, она видела себя в медицине. Не замуж стремилась и не о романтических отношениях грезила, хотела учиться.
Сабина благополучно выписалась из клиники и осуществила мечту - поступила в Цюрихский университет на медицинский факультет.
-Они были молодыми людьми, Сабине 19 лет, Юнгу - 29, - говорит Генри Лотан. - Их тянуло друг к другу. Лечение Юнг завершил с четким терапевтическим эффектом, но получил побочное действие - девушка влюбилась. Да и сам он не остался равнодушен. В письмах к матери Сабина пишет "мы не пошли до конца", но желание углубить отношения были, как и сомнения в правильности такого пути. Мать отвечает: "Ты можешь его поймать, но он того не стоит". Роман у них все-таки случился, но в совершенно других декорациях. Она - студентка, он - профессор.
Юнг осторожно сообщает об этом Фрейду. В их переписке она получает прозвище "малышка". Юнг боялся скандала, а отношения были бурные, в них оказались замешаны родственники, коллеги и друзья. Фрейд занял своеобразную позицию. Он понимает, что психоанализ могут заклеймить, как чисто еврейское учение, для продвижения ему нужен ариец Юнг. Чтобы не потерять его, как будущего главу Международного Психоаналитического общества, он оправдывает поступки ученика и даже сочувствует ему. Вот так "малышка" оказывается разменной монетой между светилами психиатрии.
- Смогла ли Сабина в этой ситуации сыграть чисто - под стать своей фамилии (Шпильрейн - чистая игра)? - размышляет Елена Ромек. - Она вела себя благороднее, чем мужчины. Некоторые исследователи говорят о любовном треугольнике, но Сабина относилась к Фрейду с благоговением и не более. Была ли она причиной разрыва между Юнгом и Фрейдом? Это еще один миф вокруг ее персоны. Охлаждение между ними произошло по чисто научным причинам. Юнг отошел от учения Фрейда, погрузился в мистику, и Фрейд не простил ему предательства. Тем не менее, именно Шпильрейн старалась их примирить. Когда они прекратили переписку, она оставалась постоянным корреспондентом того и другого. Однако бывшие соратники превратились во врагов.
В определенном смысле "малышка" Шпильрейн оказалась достойна своих учителей. Она не просто стала катализатором научной мысли и Юнга, и Фрейда, но и сама высказала несколько фундаментальных положений, которые сейчас лежат в основе психоанализа. Сабине принадлежит идея о влечении к смерти, она заложила начала детского психоанализа. Шпильрейн опасалась (и не напрасно), что ее идеи присвоят. Генри Лотан: "Ее статьи вдохновили и повлияли и на других ученых, хотя в их текстах не отыщется фамилия Шпильрейн". Но наука наукой, а обычная жизнь идет своим чередом.
В дневнике Сабина пишет: "Полно, никаких женатых мужчин! Встретить бы того, с кем можно было бы создать мирное семейство". В 1912 году она познакомилась в Вене с врачом Павлом Шефтелем и вышла за него замуж, у них родилась дочь Рената.
-Трагедия в том, что Павел - хороший муж, но он не был ей интеллектуальной ровней, - говорит Лотан. - Шефтель вернулся в Россию, а Сабина за ним не поехала, хотя он умолял ее в письмах: "почему ты не со мной?". Она живет в Европе, родители присылают ей деньги. В 17-ом году у семьи Шпильрейн отнимают все имущество. Сабина начинает бедствовать.
Надежды и вера Сабины
В Россию Шпильрейн вернулась только в 22-ом году с благословения Фрейда, который не понимал намерений большевиков. Для психоаналитики наступают плохие времена. Троцкий, приверженец идей Фрейда, не удерживается у власти. Психоанализ разгромлен. Жизнь в провинции становится безопаснее, чем в Москве.
В это время у ее мужа появилась другая женщина - Ольга Сниткова. У них тоже рождается дочь - Нина. Сабина немедленно возвращается в Ростов и налаживает семейную жизнь. Появляется на свет их вторая дочь - Ева. А дальше ее блестящая жизнь катится под гору. В 1935-38 годах братья репрессированы и расстреляны. От разрыва сердца скончался отец, умирает муж. Сабина обращается к Ольге Снитковой. Женщины договариваются, что если арестуют Сабину, Ольга возьмет ее дочерей к себе, а если Ольгу - всех девочек воспитает Сабина. Что скажут об этом соглашении знатоки человеческих душ? Здесь пасует любой психоанализ. К счастью, сталинские расстрелы обходят их стороной.
О последнем периоде жизни Шпильрейн в Ростове известно немного. Очевидцы вспоминают согбенную "старушку" в старой черной юбке до земли и в ботинках на застежках "прощай молодость". А ведь ей было чуть больше пятидесяти. Быть может, она достигла такого понимания человека, что это знание состарило ее раньше времени? Сабина не эвакуировалась из Ростова, как ее просили родственники. Пережила первую оккупацию. Фашисты не успели заняться уничтожением "отсталых рас", их выбили советские войска. Но они вплотную приступили к этому в 42-ом, когда снова взяли город. Операцией руководил штурмбанфюрер СС Хайнц Зетцен. Евреев убедили, что их отведут в лагерь, где будут созданы хорошие условия. Ум провидца и ученого отказался понимать страшную правду, и Сабина отправились в Змиевскую балку вместе со всеми.
- По поводу ее гибели существуют две гипотезы, - рассуждает Елена Ромек. - Сторонники одной говорят, что ее последний путь был воплощением идеи о заложенном в человеке стремлении к смерти. Но это лишь очередная легенда. Сабина была сломлена морально и физически, у нее не было сил к сопротивлению, но она никогда бы не взяла с собой на смерть на смерть 30-летнюю Ренату и 16-летнюю Еву. Причина в другом. Сабина не верила, что германская цивилизация способна на столь быстрое перерождение, не верила в изощренные зверства фашистов. Она сохранила любовь к Юнгу, для нее Европа - это Юнг. Если бы Сабина знала, какие статьи он писал в тридцатых годах, пелена спала бы с ее глаз. Потом Юнг одумался и отошел от нацизма, пытался объяснить лояльность к Гитлеру требованиями времени. За этим последовали десять лет жесточайшей депрессии. Но Сабина не имела никакой информации о его сомнительных интеллектуальных опытах. Она была убеждена, что культура не слетает с людей, как загар.
Она не смогла понять своих палачей и заплатила за это очень дорого. Сабина Шпильрейн совершила путешествие к центру души и предупредила людей о том, что в человеческой сути есть место для ада, но сама не спаслась.