26.11.2015 23:10
Общество

В Москве провели операции по удалению тромба при остром инсульте

В московской больнице N 15 провели первые операции по удалению тромба при остром инсульте
Текст:  Ирина Краснопольская Сергей Куксин
Российская газета - Федеральный выпуск: №269 (6840)
Операция без скальпеля. Без разрезов, не травматичная. Через крупную артерию - чаще всего бедренную - к тромбу, который в головном мозге, подводится специальное устройство. Операция под контролем рентгена в специальной рентгеноперационной. В этом году такие операции начались в России в НИИ нейрохирургии и в 15-й московской больнице имени Олега Филатова.
Читать на сайте RG.RU
В московской больнице No 15 провели первые операции по удалению тромба при остром инсульте
В России заработал Центр лечения критической сердечной недостаточности

До последнего времени основным способом лечения больных с острым инсультом, то есть когда возникает закупорка крупных артерий головного мозга, были попытки растворить тромб с помощью лекарств, вводимых внутривенно. Не всегда успешные. Сейчас в мире начали выполняться операции по извлечению тромба с помощью специальных устройств. Эффект?..

Вот берут в операционную пациента с тяжелыми параличами. Врачи "колдуют" над тромбом. Через 30-40 минут - пациент еще на операционном столе - видно, как восстанавливаются движения его рук и ног. Очень впечатляет. Уже очевидно, такие операции станут буднями сосудистого центра, который действует при 15-й больнице.

Позволю себе личное отступление от темы. Я попросила нашего фотокорреспондента сделать снимок вывески больницы. Чтобы было видно: носит она имя бывшего главного врача Олега Филатова. Это важно. Как важно то, что московская больница N 67 носит имя бывшего руководителя столичной службы здоровья Леонида Ворохобова, а Тушинская детская больница - имя Зои Башляевой, которая возглавляла детское здравоохранение Москвы.

2,5 тысячи пациентов с инфарктом миокарда в год лечатся в московской 15-й больнице

Я, можно сказать, сторожил в области освещения в СМИ проблем здоровья. И как-то греет душу, что Центр сердечно-сосудистой хирургии носит имя Александра Бакулева, а один из институтов центра - имя Владимира Бураковского. Новосибирский НИИ патологии кровообращения - имя Евгения Мешалкина, а МНТК микрохирургии глаза - имя Святослава Федорова, а Центр трансплантологии и искусственных органов - имя Валерия Шумакова... Все-таки это счастье - быть знакомой с великими, именами которых названы клиники. Писать о них, общаться с ними, дружить...

Первый раз в 15-ю больницу приехала в какой-то промозглый, пасмурный осенне-зимний день 1980 года. Позвонил Леонид Андреевич Ворохобов - он тогда возглавлял службу здоровья Москвы: "Ирина, давай в субботу поедем в Выхино, там почти готова к открытию новая больница. Посмотрим, что и как". Поехали втроем: к нам присоединился тогдашний ректор Второго московского мединститута академик Юрий Лопухин. Больница еще не открылась, а главный врач уже был назначен - Владимир Мудрак - позже он возглавил Департамент здравоохранения Москвы. Володя стал нашим экскурсоводом.

Поразили масштабы новой лечебницы. Говорили о том, какие службы, где будут открыты, базой каких кафедр мединститута станут подразделения больницы. Почему-то запомнилось, что Володя похвастался позолоченными ручками для дверей административного отсека. В ту пору повального дефицита нигде подобного не было. Откуда? Володя объяснил: был в Финляндии и на свои деньги купил несколько штук - уж очень хотелось, чтобы было красиво, не казенно.

Медликбез: Как сохранить здоровое сердце

А с Олегом Филатовым однажды была в командировке в Сирии. Олег был такой большой, такой красивый и такой добрый. Как-то выходили утром из отеля. Вдруг, буквально на наших глазах, упал человек. Он лежал на земле без сознания. А люди спешили мимо по своим делам. А человек лежал. Мы тоже спешили - у нас была назначена встреча. Но Олег остановился, сказал нам: "Вызывайте медиков!" До их приезда он сумел оживить лежащего. Потом мы уехали. Вечером в отеле на Олега показывали: "Это тот русский, который спас"... Себя Олег, к сожалению, не спас: очень рано ушел из жизни. Но традиции, которые он заложил в 15-й, живы.

Изначально здесь была база кафедры Бакулевского центра сердечно-сосудистой хирургии. И как-то естественно база переросла в отделение сердечно-сосудистой хирургии - первое при городской больнице. Потом специалисты Второго мединститута начали проводить в 15-й аортокоронарное шунтирование. И потому, опять же естественно, именно в 15-й образовался столь престижный ныне и самый крупный в Москве - на 340 коек - региональный сосудистый центр. Профессор Олег Аверков, который им руководит, рассказывает:

- Практически все сосудистые катастрофы юго-востока столицы попадают к нам. Преобладают инсультные больные. 20 коек отведено нейрохирургии, где пациенты под контролем профессора Альберта Сарибекяна. Круглосуточно идут операции при кровоизлиянии в мозг, при разрыве аневризмы сосудов мозга.

- Привозит "скорая"?

- В основном, да. Минуя приемный покой, такие пациенты доставляются в отделение нейрореанимации. Тут консилиум специалистов принимает решение о тактике ведения пациента. Если есть необходимость в операции, то его или немедленно переводят в операционную, или проводят соответствующую подготовку.

Заготавливают 5 тонн крови, 2,5 тонны плазмы в год. Без этого не могли бы круглосуточно работать 30 операционных 15-й больницы

- Возраст пациентов не помеха для проведения операции?

- Средний возраст тех, у кого инсульт, 67 лет. Много таких, которым куда больше лет. Немало и тех, кому едва за 25. Конечно, возраст учитывается. Но помехой проведению операций он не является. В год почти 2,5 тысячи пациентов с инфарктом миокарда лечатся у нас. Недавно открыли отделение аритмологии. Когда редкий пульс, устанавливается кардиостимулятор. При частом пульсе - иная тактика лечения, внутрисердечная операция. Стараемся обойтись без разрезов грудины, без подключения аппарата искусственного кровообращения.

Хотя проблем с донорской кровью в 15-й нет. Потому что есть большое круглосуточно работающее отделение переливания крови. Заготавливают 5 тонн крови в год, 2,5 тонны плазмы, готовят препараты крови и плазмы. Без такого подразделения не могли бы круглосуточно работать 30 операционных больницы.

Петербуржцам рассказали, почему нужно делиться органами

Круглосуточно - в данном случае в порядке вещей: 15-я - клиника скоропомощная. Самых тяжелых больных, а легких "скорая" не возит, сюда доставляют не только из своего региона, но из всей Москвы. И не только москвичей. МРТ, компьютерные томографы, ангиографы на круглосуточном режиме. А еще служба гемодиализа - стационарная и амбулаторная. И тоже без перерывов. Больница-то многопрофильная. И у пациентов, которые лежат, скажем, в отделении нефрологии, ревматологии, часто страдают почки. Им гемодиализ абсолютно необходим. И он здесь, рядом.

Каждый день в Филатовской проводится почти сто операций: разных - от протезирования аорты до аборта. Мы приехали в больницу в понедельник в 12 часов. Уже закончился обход врачей, прошла утренняя конференция, состоялось несколько консилиумов. В одной из операционных профессор Николай Баяндин занимался протезированием аорты. Для сведения: стенты, протезы, шунты используются и отечественные, и импортные. Все это, как теперь говорят, в рамках и в счет высокотехнологичной помощи.

Пациент по направлению из поликлиники, причем не только своего округа, приходит в Филатовскую на консультацию. Здесь его обследуют, и, если нет противопоказаний, больница вкупе с Департаментом здравоохранения Москвы, оформляет квоту на операцию с использованием высоких технологий. Не стану вдаваться в тонкости подобных вмешательств. Лишь обозначу некоторые.

Здесь могут, если это необходимо, внедрить в коронарную артерию не один, а целых четыре шунта (такое иногда спасает при инфаркте миокарда). Могут заменить митральный клапан сердца с помощью малоинвазивного доступа, то есть не открывая грудину. Заведующий отделением сосудистой хирургии Деремик Майтесян проводит операции на сонной артерии, Сергей Горюнов в отделении гнойной хирургии - ас в области реконструктивных операций, спасает от ампутации ног тех, кого мучают тяжелейшие осложнения диабетической стопы, гангрены.

Не случайно в этих заметках столько внимания сосудам, сердцу. Они здесь "правят бал", некий камертон всему. Вот есть в больнице родильный дом на 170 коек. С 2012 года у роддома появился "свой уклон", который называется "Клинический центр по наблюдению, лечению беременных и рожениц с сердечно-сосудистой патологией". Кто-то поступает сюда по направлению амбулатории или женской консультации, кого-то доставляет "скорая". Тот день, когда мы были в больнице, для главного врача Филатовской профессора Екатерины Тюлькиной начался с проведения консилиума в роддоме. Ведь Екатерина Евгеньевна - кардиолог.

- Там я именно как кардиолог, а не главный врач, - говорит Екатерина Евгеньевна. - Там сейчас лежат четыре женщины со сложными заболеваниями сердца. Им, наверное, придется проводить кесарево сечение. А пока требуется сложное лечение, наблюдение. Самой молодой - 19 лет. У нее тяжелейшее нарушение ритма сердца. Самой старшей - 42 года.

- Рожать будут в вашем роддоме?

Похоже, мой вопрос даже обидел Екатерину Евгеньевну:

В Красноярске новорожденной удалили опухоль размером с сердце

- А где же еще?! Только у нас! С 2013 года по 2015-й у нас лечились 136 беременных с острым нарушением мозгового кровообращения. У 77 пациенток был инфаркт мозга. А у скольких проблемы с венами, тех, у кого диабет... Проводим нейрохирургические операции, удаляем гематомы и во время беременности, и в раннем послеродовом периоде. На днях для беременных и рожениц открываем офтальмологический Центр диагностики и своевременного лечения глазной патологии.

- И все однозначно довольны общением с вашей больницей, вашими специалистами? Жалоб нет вовсе? - спрашиваю главврача.

- Разве так бывает, чтобы все поголовно были довольны? - говорит главврач. - Тем более если это касается здоровья. В основном жалуются не на лечение, а на грубость, невнимание, на отсутствие контакта. С пациентами надо уметь говорить, уметь общаться, уметь слушать. Да, высокие, да самые продвинутые технологии у нас есть. Но человеческое общение, теплоту этого общения отменять нельзя. И подменять тоже недопустимо. Потому считаю необходимым встречаться, беседовать и с пациентами, и с их родственниками. Вот открыли "коронарный клуб" - дневной стационар для реабилитации больных, перенесших операции на сердце. Там своя программа: как уберечь свое сердце. Но главное назначение этого подразделения, на мой взгляд, в другом: мы вас лечили, спасли вам жизнь, и мы вас не бросим.

Своими глазами

В 15-й изначально высокий уровень помощи глазу. Профессор Евгений Егоров основал тут центр по лечению глаукомы. Дмитрий Кац заведует дневным стационаром микрохирургии глаза - есть такой в 15-й. Глаукома, разрыв сетчатки, сосудистая патология глазного дна... Для избавления от этих бед используются уникальные современные технологии.

- У нас не только дневной стационар, - рассказывает профессор Алексей Егоров, который руководит отделением офтальмологии больницы. - У нас не только использование высокотехнологичных вмешательств лечения катаракты, глаукомы, хирургии сетчатки, но и авторских методик. Вместе с кафедрой офтальмологии Российского научно-исследовательского медицинского университета используем концепцию так называемого управляемого воспаления, предложенную академиком Аркадием Павловичем Нестеровым.

Инсульты вышли на первое место среди причин смертности в России

- Объясните!

- С помощью дозированного лазерного воздействия активизируется "собственная аптека" глаза. То есть происходит выработка биологически активных веществ. Это существенно улучшает зрительные функции больных с глаукомой и дистрофическими заболеваниями глаз. Используются современные, научно обоснованные методики консервативного лечения глазной патологии. Пока эти методики - достояние только российских клиник.

- Поэтому к вам приезжают соискатели глазной помощи из стран Европы и Азии?

- И поэтому тоже. А еще потому, что больница многопрофильная и есть возможность лечить, оперировать самых сложных, тяжелых, тех, у которых не одно, а несколько заболеваний сразу.

Визитная карточка

Екатерина Евгеньевна Тюлькина родилась в Ижевске. С отличием закончила Ижевский медицинский институт по специальности "лечебное дело". В 35 лет Екатерина Евгеньевна защитила докторскую диссертацию по кардиологии, заведует кафедрой терапии факультета повышения квалификации Российского университета дружбы народов. Дочь Тюлькиной Евгения учится в школе.

С 2010 года Екатерина Евгеньевна возглавляет Московскую городскую клиническую больницу N 15 имени Олега Филатова. Больница многопрофильная, на 1245 коек, работает в круглосуточном режиме.

Здоровье Москва Столица