Сейчас свободно ввозить автозапчасти в Россию могут только владельцы товарного знака или, как еще их называют, правообладатели. Для того чтобы независимый импортер ввез на российский рынок оригинальные запчасти, ему нужно получить на это разрешение у автопроизводителя, поскольку изделия маркированы его товарным знаком. Только после того как правообладатель выдаст разрешение на ввоз, импортер сможет свободно перепродавать товар в РФ, но не все импортеры следуют этому правилу. Именно поэтому сейчас в российских арбитражных судах рассматривается большое количество исков правообладателей к независимым импортерам оригинальной продукции, а страдают от этого потребители. Поскольку при получении официального разрешения от автопроизводителя суммы контрактов вырастают в среднем в два раза.
Сейчас планируется начать переход от регионального принципа исчерпания прав на товарный знак, когда импорт товара, например, в одну страну ЕС приводит к исчерпанию прав во всем ЕС, и товар может свободно перемещаться между странами региона, к международному или так называемому параллельному импорту. Тогда независимые поставщики смогут ввозить в страну товар свободно - без получения на это разрешения у правообладателя. Это поможет обеспечить здоровую конкуренцию: независимые импортеры получат на рынке равные условия с правообладателями. Также легализация параллельного импорта позволит облегчить выход на рынок новых игроков, увеличить их количество. В итоге такие меры приведут и к нормализации цен, и к улучшению качества предоставляемых потребителю услуг. Сегодня, по подсчетам специалистов, в среднем в год автозапчастей реализуется на сумму свыше 40 млрд долларов. Это данные без учета контрафактной продукции, доля которой составляет 30% от общего объема.
По прогнозам экспертов, параллельный импорт в значительной мере затронет около 5% оригинальных запчастей, но по отдельным позициям коррекция может быть намного существенней, а цена на оригинальные запчасти снизится примерно на треть. Так что, казалось бы, еще нужно для счастья государству и автовладельцам? Однако мнения ФАС и минпромторга по этому поводу разделились на два совершенно противоположных. Так, минпромторг выступает против новации, отмечая, что параллельный импорт создаст финансовые риски для автомобильных компаний, открывших свои производства в России, некоторые из которых могут закрыть цеха по выпуску комплектующих. Верится в подобную перспективу с трудом, поскольку крупные корпорации умеют приспосабливаться к изменениям на рынке и оперативно минимизировать риски. Кроме того, у них остается важное преимущество - благодаря локализации производства они могут оперативно реагировать на потребительский спрос, значительно сокращая время ожидания покупателями запчастей.
По мнению чиновников минпромторга, параллельный импорт также повредит развитию отрасли производства автокомпонентов в нашей стране. Сейчас изготовители деталей только налаживают выпуск в России, но приток более дешевых компонентов сделает производства не окупаемыми или слабоокупаемыми. ФАС, в отличие от минпромторга, идею поддерживает, аргументируя свои доводы тем, что запрет параллельного импорта вынуждает потребителей переплачивать за запчасти и сервисные услуги. Отмена ограничений должна привести к усилению конкуренции на рынке и неизбежному в этом случае снижению цен, ведь у "официалов" оригинальные запчасти намного дороже по сравнению с неофициальными точками сбыта продукции.
Сейчас стороны пытаются найти точки соприкосновения и достичь компромисса, который бы устроил и ФАС, и минпромторг. Несмотря на споры двух ведомств, пилотный режим легализации параллельного импорта начнет действовать уже в следующем году. А вот как приживется эта новация в России, покажет время.