02.12.2015 19:45
Происшествия

Правоведы предложили наказывать сотовых операторов за сбои в "Системе-112"

Предлагается наказывать сотовых операторов за сбои в системе экстренных вызовов
Текст:  Тимофей Борисов Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №273 (6844)
Правоведы предлагают детально прописать в законе порядок действий местных властей по оповещению населения в чрезвычайных ситуациях. Если случилась беда, люди обязаны знать, что происходит, что делать и куда бежать. Кроме того, необходимо ввести ответственность для операторов сотовой связи, которые не обеспечат человеку экстренную связь в "Системе-112".
Читать на сайте RG.RU

Необходимость введения столь серьезной меры особенно стала очевидна после памятной трагедии в московском метро. Тогда вагон подземки сошел с рельс и врезался в бетонное разделительное ограждение на перепутье в районе станции "Парк Победы". Погибли люди. За это преступление на днях судили стрелочников. Хотя пострадать могло больше людей. Выжившие пассажиры только по наитию выбирались из искореженных вагонов и шли по путям, не зная, обесточены рельсы или нет. Система мобильного оповещения не сработала. Никому тревожные смс не пришли, и никто до них не дозвонился, хотя в столице договоренность у МЧС есть со всеми ведущими операторами. Но привлечь к ответственности никого из них оказалось невозможным.

Сроки введения единой системы вызова экстренных служб "112" сорвались

И вот в среду такие предложения впервые прозвучали на научно-практической конференции, организованной МЧС России и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России. Высокий статус форума гарантирует, что выдвинутые идеи уже в ближайшее время начнут серьезно прорабатываться.

- В настоящее время в законодательство Российской Федерации введены нормы о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", о комплексной системе информирования и оповещения населения, - рассказала директор Института законодательства и сравнительного правоведения академик Талия Хабриева. - Ведется разработка правовых решений о системе информирования и оповещения населения на транспорте и т.д. Сотрудники нашего Института принимали непосредственное участие в разработке правовых конструкций для законодательного обеспечения внедрения на практике указанных технологий.

По ее словам, цель "Системы-112" - комплексное оказание помощи человеку в чрезвычайных ситуациях. Причем связь должна работать в обе стороны. Человек может не только сам сообщить о беде, если попал в какое-то происшествие, и вызвать экстренные службы, но и получить срочные сообщения от властей, например, что в районе начинается наводнение. Оповещение по sms позволяет быстро довести информацию до населения.

В Подмосковье начал работать единый телефон спасения

На федеральном уровне нормативно-правовая база "Системы-112" уже сформирована. Следующий шаг должны сделать региональные власти, которые по закону обязаны обеспечить эксплуатацию и развитие "Системы-112" в своих регионах.

В МЧС особо подчеркивают, что возможность набора номера "112" и работа "Системы-112" - это совсем не одно и то же. Должна обязательно быть предусмотрена и обратная связь с населением.

Скажем, если городу угрожает наводнение, ураган или землетрясение, жители в округе должны получать предупреждения. А в таких условиях резко возрастает роль сотовых компаний. Таким образом, должна возрастать и ответственность.

ЧП Охрана порядка МЧС