Книга, полное название которой "В сердце моря: Трагедия китобойного судна "Эссекс", получила Национальную книжную премию еще в 2000-м году. И рассказывается в ней о катастрофе, которая произошла с китобойным судном "Эссекс" - именно она вдохновила Германа Мелвилла на написание самой известной его книги "Моби Дик". В книгу вошла лишь часть истории, которая посредством кинематографа откроется сейчас зрителю.
С первых кадров картины, словно переносишься в собственное детство - редко какой ребенок не зачитывался приключенческими книгами о парусниках и путешествиях, юнгах и капитанах, а также - диковинных обитателях подводного мира. Ведь море - это то, что больше всего волнует воображение. Но что "разбудило" воображение режиссера картины Рона Ховарда? Об этом его расспросила обозреватель "РГ".
Что за символ для вас белый кит?
Рон Ховард: В моей собственной жизни это всегда то, что нужно преодолеть. Есть вещи, которые на тебя словно давят физически или эмоционально, и заставляют видеть мир в другом, возможно, более правдивом, измерении. Вот то, чем белый кит представляется мне. Я не имел подобного драматического опыта общения с белым китом - не был в таких обстоятельствах, как герой моего фильма, но, думаю, со всеми нами случается что-то, из-за чего мы смотрим на мир по-другому, и ищем более глубокую истину о нашем месте и предназначении в нем.
Почему вы не взялись за экранизацию классического романа "Моби Дик, или Белый кит" Германа Мелвилла?
Рон Ховард: Никогда я не хотел сделать новую версию "Моби Дика", хотя у меня в прошлом даже была такая возможность. Что заинтересовало меня в этой книге, так это реальные события. Меня вдохновила история, которая более современна, интересна и удивительна - вдобавок ко всему, что есть в "Моби Дике". В ней есть и "экшн", и драма одновременно.
Вам не кажется, что вы увлеклись подводными съемками и спецэффектами и потеряли при этом философскую составляющую истории про белого кита?
Рон Ховард: Я видел философские элементы в этой истории, и старался включить некоторые из них в фильм. Но меня увлекла также и правдивая история китобойного судна "Эссекса", и то, как она была написана. И я решил, что будет интересным задействовать в фильме Мелвилла, как писателя, и предложил свой взгляд на его творческий процесс, в котором были и страхи, и сомнения. Мне было интересно понять, какие идеи вдохновили его, как на зрелищном, так и на философском уровне.
Помните фильмы "Жизнь Пи" и "Несломленный"? На ваш взгляд, нет ничего общего с ними у вашего фильма - по крайней мере в сценах кораблекрушения, в рассказе о том, как в море выживали моряки?
Рон Ховард: Да, возможно, есть какое-то сходство, тем более, что наш фильм также основан на реальных событиях. Но я не могу сказать что те фильмы каким-то образом повлияли на меня. Мне очень понравился фильм "Жизнь Пи" - он доказал мне следующее: кинотехнологии достигли такого уровня, что животные на экране могут выглядеть действительно натурально. И это позволяет зрителю чувствовать их характеры. Я понял, что даже огромный белый кит может быть по-настоящему реальным и правдивым. И заполнить экран, если можно так выразиться, натуральностью своего характера.
Как вы снимали сцену, когда юнга залезает в голову кита?
Рон Ховард: Это было очень реалистично, и, кстати, омерзительно для актёра. Даже при том, что он понимал: это не голова настоящего кита, а бутафория. Так что мы постарались, и я знаю, что Том Холланд, сыгравший юнгу, не получил удовольствия от этой сцены.
Кадры из фильма "В сердце моря"Вашим актёрам пришлось нелегко - для сцен после кораблекрушения они, кажется, худели на глазах. Я читала, что их питание в этот съемочный период составляло 750 калорий в сутки…
Рон Ховард: У нас на площадке были эксперты: диетолог, повар, который готовил для них здоровую пищу. И с нами работали спортивные тренеры. Вначале они занимались с актёрами, чтобы сделать их дела мускулистыми и поджарыми - такими, какие были у китобоев в те времена. И, конечно, мы сжигали калории по специальной системе, что было очень нелегко. Но все актеры стремились к этому, чтобы добиться правдивого эффекта.
Почему вы выбрали на главные роли Криса Хемсворта, Киллиана Мерфи (он обычно играет злодеев, но не у вас) и Бена Уишоу - этот актер так много сыграл в этом году, что уже достоин выдвижения на "Оскар".
Рон Ховард: Я не особо беспокоился по поводу кастинга. Крис принёс мне сценарий, и, когда я его прочитал, то понял, что Крис - идеальный кандидат на роль старпома, который "бился" с белым китом. Крис Хемсворт был рождён для этой роли. Я очень уважаю этого артиста ещё со времени, когда снимал фильм "Гонка" с ним в главной роли (фильм "Гонка" (Rush) вышел в прокат в 2013 году - Прим. С.А.), и поэтому был очень рад работать с ним снова. Что касается исполнителей других ролей - все это актёры, которые мне очень нравятся. Я всегда высоко ценил работу Киллиана Мерфи, и я был уверен, что Бен Уишоу будет идеальным Mелвиллом. Всех этих артистов, как и Брендана Глисона, который сыграл того же юнгу, но 30 лет спустя, я взял без проб. Я просто знал, что все они - именно то, что надо для фильма.
На другие роли я проводил традиционные пробы, во время которых много разговаривал с актёрами. И то, сколько каждый из них посвятил картине, меня тронуло. Похудение, тренировки, изучение инструментов того времени… Они научились забираться на мачты, вязать корабельные узлы, пользоваться гарпунами и управлять вильботами. Я очень признателен им за те силы, которые они отдали фильму, и за то, что они в него привнесли.
Расскажите о ваших новых проектах - фильмах "Мена" (Mena) и "Темная башня" (The Dark Tower).
Рон Ховард: "Мена" - очень интересный проект. Я - один из продюсеров картины, а в главной роли снимается Том Круз. Режиссер - Даг Лайман. Этот фильм также основан на реальных событиях, киногруппе осталось несколько съемочных дней и пока всё складывается хорошо. Том Круз делает замечательную работу.
Второй фильм "Тёмная башня" по роману Стивена Кинга находится в стадии, близкой к началу съемок. Почти утвержден состав актёров, очень интересный сценарий. Я также продюсирую этот фильм. А еще я закончил съемки картины "Инферно" с Томом Хэнксом и Фелисити Джонс в главных ролях. Это третья часть франшизы, снятой по книгам Дэна Брауна - той самой, что началась с "Кода да Винчи". Работать было интересно, и, я надеюсь, зрителям понравится этот фильм, который должен выйти в следующем году.