15.12.2015 23:13
Культура

Ретроспектива Ильи Зданевича открылась в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Текст:  Жанна Васильева Александр Корольков
Наталья Гончарова нарисовала молодого Илью Зданевича в виде ангела с крылами за спиной и пером в руке. Серж Фера изобразил его в виде человека-птицы, в котелке и с листками доклада в руке. Михаил Ле-Дантю в 1916 нарисовал приятеля в бурке с пастушьим посохом на фоне барашка и гор. Пабло Пикассо к свадьбе Зданевича и Элен Дуар в 1968 потрудился над офортом для их пригласительных билетов на торжество, где Илья Михайлович предстанет нагишом - в виде коренастого грузного античного пастуха с посохом. Без этого "ангела небольшого роста и наглого певца", как сказал о нем его друг, поэт Игорь Терентьев, будет неполной не только русского футуризма, но и европейского дадаизма и книги художника - livre d'artiste - в ХХ веке.
Читать на сайте RG.RU
Выставка "Ильязд. XX век Ильи Зданевича"
Премия "Дебют" наградила лучших молодых писателей

Тем ценнее выставка "Ильязд. ХХ век Ильи Зданевича", открывшаяся в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX - XX веков ГМИИ им. А.С.Пушкина, первая масштабная ретроспектива его творчества в России. Впервые собраны и показаны все книги (числом 21) в жанре livre d’artiste, изданные Зданевичем за 35 лет (из собраний Бориса Фридмана и Георгия Генса), рисунки, графика, рукописи, афиши из коллекций из архива Ильязда во Франции, французских частных собраний, РГАЛИ, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, архива CHANEL (Франция).

Кураторами проекта стали Борис Фридман, Виталий Мишин, научным консультантом выступил Режис Гейро (Франция), крупнейший специалист по творчеству Зданевича. В России Илью Зданевича знают как писателя (его романы, стихи, речи, письма выходят у нас с начала 1990-х), одного из теоретиков футуризма (именно он запустил в оборот у нас это словечко, подхватив его у Маринетти), популяризатора "всёчества", одного из первооткрывателей Нико Пиросмани и автора первой монографии о творчестве Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова…

В Липецке объединили ценителей музыки и живописи

И, конечно, как участника бурного диспута в московском Политехе в марте 1913 года. Тот диспут был приурочен к открытию выставки "Мишень", и на нем мишенью разъяренных зрителей стал эпатировавший публику Ларионов. Илья спас художника от готового опуститься на его голову стула, со всей горячностью 19-летнего студента ринувшись в схватку лектора с разгоряченной публикой, когда в ход пошли все подручные боевые средства, вроде стульев, стаканов, блюдечек и даже пюпитра. Меж тем Илья Зданевич знаменит еще и как дизайнер тканей, работавший для Дома Шанель, и как основательный византолог, который вычерчивал детальные планы обследованных им византийских, грузинских, армянских и испанских церквей… И рисунки Зданевича, и образцы тканей, и даже фотографии Габриэль Шанель в костюмах из этих тканей, можно увидеть на выставке. Равно, как чертежи храмов, выполненные им с тщательностью профессионального архитектора. За 1930-е годы он сделал около 150 планов старинных храмов.

На выставке их, конечно, всего несколько. Но строгость чертежей удивительным образом перекликается с четкостью структуры "книг художника". И все же чертеж здания и макет книги не столь различны меж собой, как образ футуриста и "архивного юноши", любителя древности. Но, похоже, для самого Ильязда - так он представил себя на одной из лекций в Париже 1922 года - в этом сопряжении не было конфликта. Есть поразительное признание в его письме к матери в 1913 году: "Я очень печалюсь, что не родился древним римлянином. Ибо обязательно бы стал "неистовым" трибуном". Это отчасти объясняет, каким образом этого пылкого футуриста и поэта занесло на юридический факультет Петербургского университета. Но гораздо важнее, что этот пассаж объясняет сплав страстей и рационального расчета, вкуса к публичным выступлениям и организаторской рутине, южного темперамента и кропотливых исторических штудий, что так характерен для Ильи Зданевича.

Алиса Фрейндлих стала экскурсоводом по роману Толстого

Между прочим, эта "примерка" на себя образа римского трибуна, это ощущение античности как "своего" пространства, сближает Ильязда с поэтическим поколением начала XIX века. Поколения, которое, конечно, предпочитало Апулея Цицерону, но для которого республиканские идеалы и представление о гражданском долге, свободе и ненависть к тирании прочно соединялись с сюжетами античной истории. Вообще-то ему не было нужды сетовать. Конечно, дореволюционный Тифлис, где Илья Зданевич родился на излете XIX века, в 1894 году, в польско-грузинской дворянской семье, не древний Рим, но он был одним из самых фантастических городов многонациональной Российской империи. О тифлисской жизни героя рассказывает экспозиция в начале выставки. С афишей в Боржом-парке (1919), с рисунками Михаила Ле-Дантю, погибшего на Первой мировой, с шаржами Игоря Терентьева и Зигмунда Валишевского, с книжками Алексея Крученых и самого Зданевича... 

К тому же роль "неистового" трибуна Зданевичу вполне удалась. Если в России он выступал с докладами о футуризме, "всёчестве" ("всёчувстве" - как написано на афише вечера Гончаровой), то во Франции он был одним из организаторов вошедшего в историю вечера дадаистов в Париже 1923 года под названием "Бородатое сердце". Того самого, что закончился потасовкой, сломанной рукой одного из поэтов и вызовом полиции. А после войны, в 1946, Зданевич собирает силы "старой гвардии" авангардистов для полемики с леттристами во главе с Исидором Ису, который заявил о перевороте в поэзии, словно до него не было ни русских "заумников", ни итальянских футуристов, ни дадаистов… Антология "Поэзия неведомых слов" (1949), в работе над которой Ильязд смог привлечь самых известных художников, стала весомым аргументом в споре. В этой книге стихи Алексея Крученых, например, сопровождает графика Джакометти, строки Велимира Хлебникова - офорт Марка Шагала, текст Антонена Арто - работа Жоржа Брака, стихи самого Ильязда проиллюстрированы Фернаном Леже, а на строки Тристана Тцара наложены "буквы" и "точки" цветных офортов Жоана Миро…

Любопытно, что в антологию включены стихи второй жены Ильязда, юной нигерийской принцессы Ибиронке Акинсемоин, приехавшей учиться в Сорбонну, попавшей в нацистский лагерь и умерший вскоре после освобождения от туберкулеза. Линогравюра Анри Матисса сопровождает строгую ритмику строк ее стихов. Для этого издания Ильязд заказывал футляр из пергамента, в который вкладывал пять тетрадок со сложенными вчетверо листами… Пергамент, разумеется, опять-таки отсылка к древности, к старинным рукописям и драгоценным иллюстрациям. И надо сказать, не единственная в его изданиях livre d’artiste.

Среди книг, которые Ильязд сделал с Пикассо, выделяется издание "Худая" (1951). В основе - книжка 1630 года, написанная неким Адрианом де Монлюком и найденная Зданевичем на букинистическом развале. История дамы, переживающей из-за своей худобы, обрамлена офортами с рисунками рыцарских поединков, напоминающих разом наскальные рисунки, образы кубистов и орнаментальные вставки средневековых манускриптов. В выборе текстов Зданевич почти непредсказуем. В его изданиях можно обнаружить трактат о балете времен Людовика XIII или, например, либретто балета XVII века давно забытого поэта из Тулузы Рене Бордье. Балет по его либретто "Рассказ о севере и холодных краях" был поставлен в Париже в 1626 году в Париже. Зданевич превращает строгую ритмику королевского представления в два листа стихов, написанных на странном языке с использованием только 27 слов. Слова при этом спускаются на листе, подобно актерам, выходящих друг за другом на сцену в танце. Весь балет - на двух листах, словно двухактный спектакль, где вместо занавеса - офорт с нежнейшим зимним пейзажем Камиля Брийена. Того самого, кто придумал слоган дадаистов "Запрещено запрещать".

Харрисон Форд: Я просил прикончить Хана Соло в "Возвращении Джедая"

Понятно, что Зданевича манило сближение балета и заумной поэзии, страницы и сцены, уникального издания - и волшебного представления… Ну, а как вам сближение livre d’artiste с астрономией? Ну, где Зданевич откопал историю о скромном астрономе-любителе XIX века Эрнсте Вильгельме Леберехте Темпеле, открывшем пять астероидов и 12 комет, что, впрочем, никак не повлияло на снобистское отношение к нему высоколобых профи? Чем привлек Ильязда этот законченный неудачник - даже открытый им между Марсом и Юпитером астероид немецкие ученые переименовали? Своей неземной страстью или даром наблюдения за светилами? Или тем, что по профессии он был литографом, то есть имел отношение к книгам? Именно в книге Ильязд и Макс Эрнст создают ему памятник. Письмо превращается в космос. На другом листе слова и буквы  выстраиваются в каре "расчетов". На следующем рисунок находит место в пространстве строк и таинственных знаков…

Эта "космическая эпопея от Ильязда и сюрреалиста Эрнста завораживает строгостью и алогичностью. Она выглядит живым воплощением motto Зданевича: "Да здравствует заумь, но организованная, а не случайная". Выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина следует этому завету. Ее строгая трехчастная композиция (футуризм до 1920 года, парижская жизнь до 1940, раритетные "книги художника", созданные с 1940) обещает наслаждение тем, кто, как скромный астроном-любитель Эрнст Темпель, ценит возможность наблюдать, видеть и открывать новое. Благо из "беззаконных комет среди расчисленных светил" искусства ХХ века Илья Зданевич остается одной из самых притягательных. 

Актуальное искусство Москва Столица