Это лишь одна из идей подготовленного документа. За совсем дикое поведение на дороге будут судить по уголовной статье. Тогда лишат не только прав, но, вероятно, и свободы.
Отдельно предлагается оговорить санкции за демонстрацию оружия в конфликтной ситуации. На дороге, когда спор разгорелся из-за царапины на бампере, надо держать не только себя в руках, но и пистолет в кобуре. И только там.
Ленты новостей любой давности подтвердят - проблема не просто назрела, она стала хронической. Буквально на днях в Перми прошел суд над Анной Е., в один из дней избившей на дороге мужчину. Тот помешал ей отъезжать с парковки, и попал под горячую руку. В другой день она набросилась на женщину, причем на глазах у детей этой женщины.
В социальных сетях подсудимую даже прозвали "дикой автоледи". Но в суде это была милая и скромная на вид девушка. В старое время про такую сказали бы "спортсменка, комсомолка и просто красавица..." . А сейчас спортсменка и красавица получила в общей сложности полтора года ограничения свободы.
Почему в человеке на дороге порой просыпается дикий зверь, вопрос к ученым, возможно, они разберутся. Юристы же должны ответить на два простых вопроса: кто виноват и что делать.
- Я как автомобилист еженедельно наблюдаю хамское и зачастую неадекватное поведение на дорогах как нашего города, так и других городов России, - сказал "РГ" инициатор проекта, заместитель председателя комитета по законодательству Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Евгений Малеев. - После ужесточения наказания для водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, считаю целесообразным предложить наказывать более суровыми мерами и автодебоширов, ведь они представляют опасность на наших дорогах.
Планируется, что законопроект будет внесен в январе в Госдуму через один из региональных парламентов. По сути предлагается разработать целую систему, позволяющую и наказать, и попытаться образумить дорожного грубияна. Фактически, проект разделяет дорожное хамство на два вида. "Тяжелое" поведение попадает под Уголовный кодекс. Если же хамство было легким или средней тяжести, то предлагается наказывать по административной статье. Тогда горячие слова в дороге приведут к тому, что человека оштрафуют на пять тысяч рублей и лишат прав. Такие предложения заложены в проекте.
Как рассказывают эксперты, сегодня, когда люди в дорожных разборках выходят за рамки, применяются обычные статьи УК и КОАП - в зависимости от ситуации. Есть синяки и кровь? Следователи найдут, что вменить человеку. Закон не прощает , и не важно, случилась драка на дороге, в ресторане или на пляже. Хулиганам везде у нас отпор, если говорить теоретически. А на практике - когда как.
Но есть проблема: часто брань не дотягивает даже до административной статьи. В конце концов, люди ругаются постоянно, знакомые и не знакомые. "Вас тут не стояло", "Что вы тут расселись", "Куда прешь, дурак", эти и многие другие фразы нам знакомы с детства. Мы можем реагировать на них как угодно, однако нельзя тащить в кутузку каждого трамвайного хама.
Как бы то ни было, на дороге ситуация принципиально иная. Когда водитель останавливает машину, чтобы крепко поговорить с другим автомобилистом, он зачастую создает аварийную ситуацию. Так что хам на колесах гораздо опасней хама-пешехода, полагают эксперты.
Но если дело не дошло до драки или совсем уж неприличных слов, часто бывает, что обвинить дорожного дебошира вроде бы не в чем. Получается, надо ждать, пока он кого-нибудь как минимум покалечит?
Подготовленный проект предлагает решить проблему радикально: сделать так, чтобы водителям было неповадно в принципе останавливаться на дороге для разборок. Такие ссоры обычно ничем хорошим не заканчиваются, так что незачем испытывать судьбу и гадать, подерутся - не подерутся.
Законопроект вносит поправки в статьи "Хулиганство" Уголовного кодекса и "Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств" КоАП .
В УК предлагается предусмотреть санкцию за грубое нарушение общественного порядка, "совершенное участником дорожного движения, сопряженное с нарушением правил остановки или стоянки транспортного средства на проезжей части, что повлекло создание препятствий для движения других транспортных средств". Иными словами, остановка для разговора с оппонентом посреди дороги или на обочине, где нельзя, уже будет считаться одним из признаков хулиганства.
Если же человек своим плохим поведением не заслужит уголовную статью, его накажут в административном порядке. За "нарушение правил остановки или стоянки транспортного средства на проезжей части, что привело к созданию препятствий для движения других транспортных средств", предлагается лишать прав на срок от полугода до года и штрафовать на 5 тысяч рублей. Так что даже остановиться и мягко сказать все, что думаешь, о том, кто тебя подрезал, будет правонарушением.
Даже если водитель другой машины десять раз не прав, надо постараться разъехаться с ним по-хорошему. Тем более что на практике, как правило, не прав именно тот, кто начинает ссору. В Интернете немало роликов примерно с одним и тем же сюжетом: какой-то неадекватный водитель обгоняет другого, останавливается, блокируя тому движение, подходит и начинает выяснять отношения. Если инициатива пройдет, такое поведение приведет к лишению прав.
Отдельный вопрос - как наказывать за использование оружия в качестве аргументов. Конечно, человек с пистолетом или битой в руке всегда выглядит убедительней, чем интеллигент в очках. Тем не менее, доказывать свою правоту с помощью оружия, даже если ты просто им размахиваешь, - это нарушение. В УК, кстати, прописано, что хулиганством надо считать грубое нарушение общественного порядка, совершенное в том числе с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Возможно, полагают эксперты, все-таки стоит усилить санкцию за использование оружия именно в дорожных разборках. Например, лишать лицензии, если человек достал травматический пистолет в споре по поводу обгона. Или давать строже наказание тому, кто взялся за биту, рассуждая о недостатках скоростного режима, выбранного оппонентом.
Кроме того, введение санкций именно за дорожные разборки позволит прописать в законах и другие меры, например, воспитательные беседы с дорожными хамами. Инициаторы проекта обсуждают идею направлять дебоширов на специальные курсы по повышению стрессоустойчивости. Например, возвращать права смогут только после предъявления человеком справки и прохождении таких курсов. Но правила и порядок таких воспитательных бесед еще надо прорабатывать. Заняться этим могли бы медиаторы.
Также предлагается выдавать водителям памятки "как вести себя в конфликтных ситуациях на дороге", проводить "месячники вежливого водителя", то есть пропагандировать спокойное поведение.
Вячеслав Лысаков, 1-й заместитель главы Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству:
- Необходимости увеличить ответственность за такие нарушения просто нет. Если один угрожал другому оружием - это уголовная статья. В частности, данный законопроект предлагает жестко наказывать тех водителей, которые остановились в неположенном месте, лишением прав. Однако он не учитывает, что водитель мог остановиться, чтобы высадить пассажира. Возможно, произошла поломка или другие экстренные обстоятельства вызвали эту остановку. Нынешних действующих норм вплоть до задержания транспортного средства вполне хватает, чтобы заставить водителя соблюдать правила дорожного движения. А действующее законодательство обеспечивает довольно серьезную ответственность таких нападающих.
Сергей Смирнов, редактор журнала "За рулем":
- Все случаи нападения на водителя рассматриваются только в рамках уголовного дела. Причем все эти ситуации четко прописаны Уголовном кодексе. Например, по статье хулиганство, если в итоге нет трупов. Но даже по этой статье человека можно посадить на 3 года в колонию. Вопрос только в том, как его найти.
Ведь даже по записи видеорегистратора можно установить только номер автомобиля, но не личность нападавшего. А вдруг человек пользуется машиной по доверенности?
Или он работает водителем на предприятии, а машина принадлежит юридическому лицу? За рулем мог находиться угонщик, который после совершения преступления бросил машину в ближайшем дворе.
Виктор Конопацкий, председатель Палаты молодых законодателей при Совете Федерации:
- Участники конфликтов на дорогах зачастую становятся "героями" видеороликов в Интернете, тем самым формируя определенный стереотип поведения и ощущение оправданности таких действий и безнаказанности. Но, по сути, эти действия могут нести опасность другим участникам дорожного движения, поэтому и ужесточать ответственность за "авторазборки" на дорогах просто необходимо. В каком виде это должно быть - вопрос дискуссионный. Но как показывает практика, эффективной мерой может стать только лишение водительских прав и арест до 15 суток.
Владимир Баршев
Все чаще дорожные конфликты, начинаясь с резких слов, заканчиваются больницей. Уровень агрессии неуклонно растет, даже если повод для выяснения отношений пустяковый.
В сентябре двое молодых людей, ехавших на "Газели", обиделись на то, что их якобы подрезал другой молодой человек на легковушке. Они прижали его машину к отбойнику и вышли, чтобы разобраться с ним. Разбор получился коротким. Несколько ножевых ранений, и "обидчик" отправился в больницу на машине "скорой помощи". Впрочем, молодцов удалось задержать благодаря свидетелям и данным с камер фото- видеофиксации. Оба оказались жителями ближнего зарубежья. В отношении их было возбуждено уголовное дело, которое до сих пор еще расследуется.
Еще один сильно нервный человек, попав в аварию, порубил топором машину причинителя вреда и чуть не отрубил ему руку. После чего скрылся с места происшествия. По номеру машины вычислили ее владельца, нашли, где он проживает, вскрыли его квартиру, нашли окровавленную одежду. Однако уголовное дело до сих пор не закончено.
Чуть ранее в Кемерово некий обиженный водитель кинулся с топором на машину обидчика. Когда несчастный попытался ретироваться, этот кемеровский супермен вытащил пистолет и расстрелял его машину, после чего скрылся с места происшествия.
Напомним историю с нанесением тяжких телесных повреждений депутату Госдумы Роману Худякову. Он якобы не уступил дорогу "Ленд Крузеру", в котором ехали товарищи из кавказской республики. Они загнали его машину в угол и попросту избили водителя, которым оказался сам депутат. Однако благодаря снимкам видеорегистратора, а также камерам, установленным на доме, во дворе которого произошло это безобразие, удалось вычислить и машину, и людей, напавших на водителя.
За ними буквально была объявлена охота. И взяли их на подъезде к Волгограду, причем при задержании даже организовали силовое прикрытие, если эти люди окажут сопротивление. Впрочем, сопротивления никто не оказывал.
Показателен случай с одним богатым бизнесменом, которому не понравилось, что ему не уступили дорогу. На Берсеневской набережной его охранники остановили машину, которая так не понравилась миллиардеру, а потом избили ее водителя. Самое интересное во всей этой истории, что охранники понесли наказание и были осуждены. А наблюдавший за всем этим безобразием миллиардер даже не был привлечен к делу, хотя любому нормальному человеку понятно, что его охрана не сделала бы ничего без его поручения.
Однако есть еще и такой момент, как примирение сторон. Напомним, что в начале года некий автомобилист в центре Москвы не только не уступил дорогу пешеходу, но остановил машину, вышел из нее и избил этого пешехода за то, что он якобы медленно переходил дорогу по пешеходному переходу. Эта история попала в Интернет. Водителя нашли. Но он извинился перед пешеходом и заплатил ему. В итоге до суда эта история не дошла. По данным правозащитников, так заканчивается большинство подобных конфликтов.