22.12.2015 00:45
Экономика

Инвестировать в коммерческую недвижимость в 2015 году стали реже

Складские помещения стоят пустые
Текст:  Ольга Бухарова
Российская Бизнес-газета - : №50 (1029)
Объем инвестиций в коммерческую недвижимость в 2015 году составит 3 млрд долл., что на 14% меньше, чем в 2014 году, подсчитали в Knight Frank. Ожидается, что и в 2016 году объем сделок не превысит показатель этого года.
Читать на сайте RG.RU

По словам управляющего партнера Knight Frank Сергея Гипша, на рынке коммерческой недвижимости сейчас наблюдается очень высокая турбулентность, однако девелоперы постепенно к ней привыкают. Такого же мнения придерживается вице-президент RD Group Татьяна Хорева, которая считает, что сейчас происходит переформатирование рынка недвижимости.

Россияне стали реже покупать недвижимость за рубежом

Все игроки коммерческого сектора недвижимости пересматривают свои планы, ищут варианты сокращения издержек. Такого еще никогда не было. К концу года эксперты отмечают беспрецедентно высокий объем вакансий офисных площадей. Только в Москве пустуют 3 млн кв. м. В следующем году, как заверил Сергей Гипш, бума офисного строительства не ожидается, а некоторые девелоперы начнут переходить в расчетах на рубли.

Больше всего инвестиций в этом году было направлено в офисную недвижимость - 47%. На торговую и складскую пришлось 29% и 15% соответственно. Активы, расположенные в столице, остаются самыми привлекательными для инвесторов: в Москву вложили 99% от общего объема средств за III квартал 2015 года. В Санкт-Петербурге объем сделок составил 8,2 млн долларов.

Однако надежды на скорый возврат инвестиций не оправдались. Судя по оценкам девелоперов, в следующем году инвестиционного бума в коммерческую недвижимость ждать не приходится. Строить никто ничего не планирует, хорошо бы реализовать то, что уже есть. В офисной недвижимости будут доминировать сделки по продлению договоров аренды, отмечают в Knight Frank.

Параллельно растет объем свободных площадей в торговых центрах. В столице он достиг рекордного значения - 11% и, скорее всего, в следующем году количество вакантных площадей у торговых операторов только вырастет. Так, по оценкам JLL, совокупная торговая площадь ТЦ Москвы достигает 4,57 млн кв. м, при этом 7,5% из них вакантны. Дело в том, что посещаемость некогда популярных у столичных жителей торговых центров за год снизилась почти на 12%. "Мы не ожидаем значительного увеличения свободных помещений на рынке и превышения этого рекорда в ближайшей перспективе в связи с постепенным заполнением арендаторами введенных за последнее время объектов и снижением объемов нового ввода, - рассказала "РГБ" директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская. - С ростом конкуренции среди ТЦ диалог между собственником и арендатором изменился. Девелоперы стали более гибкими в переговорах в стремлении достигнуть минимального уровня свободных площадей в своих объектах, чтобы сохранить и увеличить привлекательность ТРЦ для потребителя".

Ситуация в складской недвижимости несколько лучше. Но, как отмечают эксперты, в этом году было введено наполовину объектов меньше, чем в прошлом. Рекордный объем сделок был зафиксирован в Москве - небывалый интерес отмечен к объектам ретейла. Но и здесь, по данным Knight Frank, на протяжении всего года доля вакантных площадей зашкаливает - на рынке свободно около 1 млн кв. м качественных складов (9,5%). По итогам года в стране будет введено 1,3 млн кв. м складов, из них больше половины приходится на Московский регион - 800 тыс. кв. м. Это в два раза меньше, чем в 2014 году.

Россияне начали продавать недвижимость в Турции и Египте

Однако игроки рынка не теряют оптимизма. "Несмотря на текущую экономическую ситуацию, инвестиции в коммерческую недвижимость сохранились, однако размер как крупнейших сделок, так и общий объем вложений сократился на 50%. Такая ситуация на рынке свидетельствует об отложенном спросе, и уже в следующем году количество сделок может вырасти. Мы ожидаем заключения новых сделок уже в I-II кварталах 2016 года", -считает Хорева.

Одной из тенденций последних лет было строительство большого количества спекулятивных объектов, которые рынок тут же поглощал. Сейчас более актуальным становится возведение объекта под заказчика - build-to-suit. Сами же компании со следующего года планируют вести более детализированную политику, анализируя, в каких регионах необходимо строить супермаркеты, а в каких - торговые сети.

Коммерческая недвижимость