29.12.2015 16:15
Экономика

Франшизы регионов ПФО вышли на международный уровень

Региональный франчайзинг выходит на международный уровень
Текст:  Илья Поносов (Нижний Новгород)
Российская газета - Экономика Поволжья: №295 (6866)
Количество точек франчайзинга в России выросло с начала года примерно с 40 до 45 тысяч, более чем на 12 процентов, сообщил "РГ" исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко. Свой вклад в общую статистику вносят и бизнесмены регионов ПФО, которые не только заимствуют чужие модели развития, но и предлагают свои, причем востребованы они становятся как в масштабах страны, так и за рубежом.
Читать на сайте RG.RU

По словам Михайличенко, оценить рынок франшиз в стране в деньгах не представляется возможным: статистики именно с точки зрения формы организации бизнеса никто не ведет.

Российские инвесторы начали скупать франшизы

- В последнее время у нас наблюдается бум развития франшиз, и расти еще есть куда. От стран БРИКС мы отстаем примерно в пять раз, а если говорить о емкости нашего рынка, то точек, открытых по франшизе, должно быть не менее 400 тысяч, - уверен эксперт. - Сейчас 40 процентов российских франшиз - это ретейл, 35 процентов - общепит, оставшееся тонким слоем размазано по другим отраслям. Пока франчайзинг очень плохо развит в туризме, среди агентств по недвижимости, незанятых ниш - масса.

Примечательно, что российский рынок франшиз растет не только количественно, но и качественно - наши бизнес-идеи востребованы за рубежом. К примеру, успешно действуют производственная франшиза печати на любых материалах, студии которой открыты в 96 городах 25 стран (информация с сайта компании), а также сеть магазинов подарков и товаров для путешественников. Еще одно экспортное направление - рестораны национальной кухни, которых за границей так не хватает некоторым эмигрантам.

Трендом последних лет стали успешные франшизы, зародившиеся в регионах, в том числе - Приволжского округа. "Выстрелить" может совершенно неожиданный проект. К примеру, несколько лет назад в Кирове появилась компания, занимающаяся тестированием по отпечаткам пальцев. Оказалось, что если уметь "читать" их, то можно многое узнать о состоянии здоровья человека, его профессиональной предрасположенности и так далее. Сейчас у компании многомиллионные обороты, а франшиза работает в 27 странах мира. Минимальные вложения для приобретения базовых комплектов оборудования составляют 45 тысяч рублей.

Еще один интересный проект, зародившийся не так давно в Нижегородской области, - производство и продажа гранулированного мороженого. Привычный нам десерт продается в виде маленьких шариков диаметром 4-5 миллиметров, благодаря чему его удобно добавлять в различные лакомства, смешивать между собой вкусы и так далее.

С августа текущего года компания начала предлагать франшизу на открытие точек по продаже этого мороженого. За 250 тысяч рублей начинающий предприниматель получает холодильник, прилавок, первую партию продукции и разработанный инструментарий по продажам.

На российском рынке сформировался дефицит франшиз за 1-1,5 млн рублей

- На данный момент мы открыли точки в 25 городах России, причем в Казани, Москве и Череповце их работает две, три и пять соответственно, - рассказал "РГ" один из учредителей компании Илья Теличкин. - Многие из наших партнеров уже окупили первоначальные вложения, хотя и без трудностей, конечно, не бывает. Если они возникают, мы всячески помогаем, не бросаем наших франчайзи и даже отправляем к ним консультанта за свой счет, который помогает снять все вопросы. Многое зависит от выбора места для точки, плюс в нашем бизнесе имеет значение сезонный фактор. Зимой спрос на мороженое падает, однако скоро праздники, в этот период мы ожидаем роста продаж.

Что радует, по франшизе в ПФО развивается не только ретейл, но и такой сложный бизнес, как образовательные услуги. К примеру, в апреле текущего года по франшизе открылся первый "филиал" пермского детского досугового центра (ДДЦ), причем сразу в Дубае.

Само образовательное учреждение существует уже 23 года, на сегодня в Перми работает три центра общей площадью 1,5 тысячи квадратных метров, ежемесячно обучается почти тысяча детей в возрасте от 1 до 7 лет, читать, писать и считать которых учат 20 преподавателей.

Как рассказала "РГ" замдиректора ДДЦ Татьяна Новгородцева, полный пакет на открытие по франшизе подобного центра в России обойдется партнерам примерно в 3,1 миллиона рублей, сумма может варьироваться в зависимости от объема ремонтных работ в выбранном помещении. Кроме того, 900 тысяч составляет паушальный взнос (разовая плата за вход в бизнес), еще 600 тысяч надо предусмотреть на оборотные средства. Образование - бизнес сезонный, летом клиентов по понятным причинам меньше, поэтому нужны деньги, чтобы спокойно пережить периоды затишья. Оставшиеся средства пойдут на покупку оборудования, мебели, обучение педагогов (это займет минимум три месяца).

Купившие франшизы известных брендов бизнесмены оказались обманутыми

- Помимо обучения детей есть еще и важная задача - распространение русского языка, русских традиций. Наши клиенты - русские люди, они есть по всему миру. Если нужен английский язык, то помимо основных обучающих курсов франчайзи по желанию может приобрести дополнительный курс по обучению письму, чтению и грамматике на английском языке, например для англоговорящих стран, - пояснила Татьяна Новгородцева.

Конечно, говорить об успешности франшизы пока рано, ведь даже по первым прикидкам срок окупаемости одного центра составляет около трех лет.

В целом же, по оценкам того же Юрия Михайличенко, выживает примерно 85 процентов точек, открывшихся по франшизе. Именно это обуславливает растущий интерес к такому способу ведения бизнеса. Но и панацеей его назвать нельзя, в том числе и потому, что на рынке появилось множество мошенников.

- Многие неудавшиеся проекты франшизами вообще не являются, хотя и называют себя таковыми, - пояснил "РГ" Юрий Михайличенко. - Люди пишут пачку бумаги, по сути, это расширенная презентация без собственного товарного знака, поддержки франчайзи, обучения и прочих необходимых атрибутов. Франшиза должна доказать свою успешность как минимум в течение двух лет, причем смотреть надо именно на сетевые модели, хотя бы небольшие. Управлять одним магазином и несколькими - большая разница. Желающим открыть свой бизнес я бы советовал лично посетить открытые точки, поговорить с их владельцами, узнать, как им работается во франшизе, и только потом принимать решение. К сожалению, на этом рынке сейчас очень много мошенников, которые хотят получить деньги из воздуха.

Комментарий

Юлия Богушевская, представитель Российской ассоциации франчайзинга в Пермском крае и Кировской области:

- Франчайзинг потому и является успешной технологией, что в классическом варианте предусматривает тщательный отбор со стороны франчайзера своих будущих партнеров-франчайзи. Говорить о минимизации рисков бизнеса можно, если соблюдаются ряд условий. Франчайзинговый проект должен быть тщательно и детально разработан и прописан с привлечением профессиональных консультантов, отработан "пилотный" проект, который позволил выявить слабые места в бизнес-процессах с последующей их оптимизацией. В рамках взаимоотношений франчайзера и франчайзи надо прописать взаимовыгодную систему поддержки и консалтинга, а также систему контроля за соблюдением стандартов бизнеса франчайзера.

Малый бизнес Нижний Новгород Киров Пермь Приволжье Пермский край