На крупнейшем портале народного спонсорства "Планета.ру", музей Анны Ахматовой из Петербурга просит 860 тысяч рублей, чтобы "привести в порядок арку и подворотню на Литейном, 53". На данный момент собрано 25 тысяч.
Здесь же можно попытаться собрать денег, чтобы поставить рок-оперу, отреставрировать церковь, издать открытки и тайм-планер, переиздать книгу 1915 года, спасти журнал "Юный художник", запустить в производство принтер Брайля для слобовидящих, сделать ремонт в приюте бездомных животных, картонный паровозик, построить музей-кружку, получить вакцину для лечения рака, создать оборудование для реабилитации детей с ДЦП. Список идей, точнее - проектов, бесконечен. Финансовые запросы самые разные. К примеру, один хороший человек решил собрать всего 10 тысяч рублей для того, чтобы угостить желающих эксклюзивным апельсиновым вареньем, которое он был готов сварить сам .Деньги нужны были на ингредиенты и банки. "Сколько соберем, столько будет варенья", - обещал проситель. "Народные акционеры" не поскупились и собрали в шесть раз больше", да еще в комментариях не пожалели сообщить, что вышло "Очень вкусно!". Проект оказался успешным.
Народной помощи попросил гуру отечественного рока Борис Гребенщиков. "…Для записи и выпуска новых песен мы решили впервые провести здесь "народный сбор средств", - сказано в аннотации. БГ попросил всего 3 миллиона, и уже к концу декабря благодарная публика насобирала 7 миллионов 303 тысячи 803 рубля.
Чтобы получить всенародную помощь, свой проект запустил Виктор Гинзбург, режиссер фильма "Generation П". На съемки "Empire V", очередной картины по роману Виктора Пелевина, режиссер планирует собрать 15 миллионов рублей. Как сообщает портал крауд-сервисов crowdsourcing.ru, на сегодня это самая амбициозная финансовая цель в истории отечественного краудфандинга. В качестве вознаграждения, "народным спонсорам" предлагается сыграть роль второго плана, стать сопродюсером картины, встретиться с режиссером или побывать с командой "Empire V" на Каннском кинофестивале. Съемки должны начаться в будущем году, а общий бюджет картины пока составляет 400 миллионов рублей. Пока проект набрал 5 миллионов 840 тысяч 746 рублей.
Проект Василия Чагина, исполнительного продюсера анимационной студии ТО 420, менее амбициозен. Студия снимает культовую веб-анимацию, которая сегодня популярна в интернете. На съемки полнометражного мультфильма просит два миллиона рублей.
- Мы запустили проект в начале декабря, за месяц собрали 884 тысячи 866 рублей , - рассказывает Чагин. - В качестве награды пообещали нашим акционерам сувенирную продукцию студии, фамилию в титрах, должность креативного продюсера, возможность стать героем фильма и многое другое.
- Зачем вы просите у народа, нет настоящих спонсоров?
- Есть, - не смущаясь, отвечает продюсер. - Мы обратились за помощью, потому что наша аудитория попросила сделать полный метр и дать ей возможность поддержать нас. Собранные деньги пойдут на обновление парка ЭВМ, оборудование новых рабочих мест и производство какой-то части мультфильма. Средства на производство оставшегося хронометража мы заработаем сами и привлечем в виде инвестиций. Краудфандинг - это, помимо сбора денег, хороший повод пошуметь, заявить о себе. А еще проект на "Планете" поможет в разговоре с прокатчиками, так как люди не просто нажали "лайк" и "репост", а оторвали от себя.
- Российскому краудфандингу только три года, - рассказывает Федор Мурачковский, генеральный директор и сооснователь отечественного крауд-портала Planeta.ru. - Он развивается по таким же принципам, как в Америке и Европе - сначала в краудфандинг приходят творческие проекты, потом все остальное.
По словам Мурачковского, в нашей стране сегодня существует два вида "народной помощи": безвозмездно и за вознаграждение. Первый вид в объяснениях не нуждается, а во втором случае, бекер (человек, который дает деньги - прим.ред.) поддерживая проект, взамен получает вознаграждение - материальное или нематериальное.
- За рубежом, например, сейчас бешеную популярность набирает долговой краудфандинг - продолжает Мурачковский, - проще говоря, люди заменяют банки. В этой схеме должники получают лучшую процентную ставку, а кредиторы - больший доход и некоторые аналитики утверждают, что в будущем платформы долгового краудфандинга заменят банки в индустрии кредитования покупок, а к 2016 году долговой краудфандинг в Штатах превратится в двадцатимиллиардную индустрию. Многие платформы уже начали расширять свою деятельность в новые сферы: кредитования бизнесов и рефинансирования студенческих ссуд. В России пока нет таких платформ.
Скандал
Осенью прошлого года некая американская команда обратилась к пользователям с просьбой поддержать проект лазерного бритвенного станка. Авторы призывали присоединиться к "технической революции" и пожертвовать немножко денег на создание супер-новинки. Акционеры собрали четыре миллиона долларов, стартаперы показали модные результаты, а потом вдруг растворились. Народных денег неудачливые авторы (или новоявленные жулики), к счастью, не получили.
Planeta.ru одна из первых площадок краудфандинга в Рунете. Запущена три года назад. За это время собрано более 260 000 000 рублей и профинансировано более 2000 проектов. На сайте зарегистрировано полмиллиона человек. На "Планете" открывали свои проекты Гарри Бардин, Евгений Гришковец, Виктор Шендерович, Владимир Мирзоев, Олег Куваев, "БИ-2”, "Несчаcтный случай”, Ляпис Трубецкой, "Ундервуд”, "Король и Шут” и другие. К Новому году-2016 портал отчитался об успехах краудфандинга в России, предложив пользователям понаблюдать как краудфандинг в России перешагнул за 345 миллиона 361 558 рублей.
Убедить людей дать вам деньги - нелегко. Задайте себе вопрос "почему бы я сам поддержал свой проект, чем и кому он может быть интересен?". Отвечайте честно и искренне. Популярными становятся проекты, в которых видна индивидуальность авторов.
Нужно четко представлять - кто твоя аудитория, есть ли она вообще, где ее найти. Нельзя завышать финансовые цели, нужно доходчиво объяснить людям - зачем и сколько денег вам понадобится. Не забывайте продумать вознаграждение и как доставить участникам готовый продукт. Редко бывает, чтобы проект запустился и сам по себе собрал нужную сумму.
О том, как развивался краудфандинг в России, что ждет "народных акционеров" в будущем, "РГ" рассказал Федор Мурачковский, генеральный директор и сооснователь крупнейшего отечественного крауд-сервиса Planeta.ru.
Как пришла идея создать краудфандинговый сервис в России?
Федор Мурачковский: В 2009 году у меня и моих друзей Макса Лакмуса и Василия Андрющенко появилась идея сделать ресурс для музыкантов, который бы помог решить вопрос борьбы с пиратством. Мы решили, что выходом из ситуации может быть создание онлайновой схемы предзаказа для музыкальных альбомов. В это же время появились первые краудфандинговые ресурсы на Западе, но делать кальку с них мы не хотели, стали разрабатывать свои инструменты. Через пару лет запустили "Планету" в тестовом режиме, где первым проектом стал сбор денег на выпуск альбома Spirit группы "БИ-2". Поклонники насобирали 1 миллион 250 тысяч рублей, и осенью того же года альбом вышел в свет. Тогда мы поняли, что краудфандинг работает не только в музыкальной сфере.
На "Планете" авторы проекта могут получить деньги, если проект собрал более 50% от заявленной суммы, но не достиг 100% от финансовой цели. Почему решено было ввести такое правило, и как, на практике, авторы проектов реализуют денежные средства, ведь, по замыслу, их недостаточно для полной реализации проекта?
Федор Мурачковский: Правила и условия у краудфандинговых площадок во всем мире разные. "Все или ничего" - это правило Кикстартера, и это не значит, что все остальные работают также. На "Планете" более гибкая схема. Автор может сам решать, забирать ли ему деньги, если он не собрал 100% от заявленной суммы. Если он уверен в том, что найдет остальные деньги, сможет реализовать свою идею и отдать своим акционерам все, что обещал, то почему нет? Согласитесь, 60, 80% от суммы - это лучше, чем ничего. На самом деле, таких проектов, которые не собрали 100% или больше - очень мало. Краудфандинг - это показатель доверия, а лучшая защита и гарантия для акционеров проекта - это репутация автора проекта, тем более, речь идет о репутации в Сети. За три года мы ни разу не сталкивались с тем, чтобы авторы проекта не выполнили свои обязательства перед акционерами.
Интересны ли вам предприниматели в качестве "планетян"?
Федор Мурачковский: Конечно. На "Планете” уже есть отличные кейсы для малого бизнеса. Например, милейшие "Дашины пирожки". Вся "Планета" очень любит этот проект, да и пирожки тоже. Переводчик и журналист Даша Сонькина, бывшая сотрудница Газета.ru решила сделать свое хобби семейным бизнесом. Она печет удивительные пирожки и собрала 200 тысяч на покупку профессионального оборудования для своей пекарни. После этого проекта мы ввели на "Планете" категорию "Еда", а про Дашу написал российский "Форбс". Известная LavkaLavka также с успехом собрала на "Планете" более 700 тысяч рублей на открытие нового магазина. И еще можно найти несколько десятков проектов, связанных с услугами или питанием.
Какие категории проектов наиболее популярны у пользователей?
Федор Мурачковский: Творческие проекты, в основном, в категориях "кино" и "музыка", они лидируют по сборам. Впрочем, эти категории самые популярные не только в России, на западных площадках - та же ситуация. Практически всегда успешны благотворительные проекты. В последнее время начался активный рост в других категориях, таких как "общество" и "бизнес". Появляются инновационные проекты.
Каковы перспективы развития рынка краудфандинга в России?
Федор Мурачковский: Рынок краудфандинга в России только формируется. По нашим оценкам, общий сбор по России в 2014 году превысил 300 миллионов рублей и объем рынка в ближайший год-два вырастет в два-три раза раза. Запас роста очень большой, потому что существует много факторов, способствующих развитию краудфандинговой модели. В первую очередь, она уникальна вовлечением людей в процесс создания продукта или в процесс решения социальных вопросов. Сейчас еще не так много людей вовлечено в краудфандинг, но в конечном итоге, когда сработает эффект критической массы, рынок начнет расти быстро. Будут вовлекаться новые авторы проектов и те, кто их поддерживает, будут возвращаться те, кто уже когда-то поучаствовал в крауд-проектах, будут расти суммы сборов. Плюс, очевидно, что краудфандинг - это глобальный мировой тренд.
Подготовила Наталья Лебедева