Автор вполне справедливо указывает, что на протяжении более десятка лет знаковые для Соединенного Королевства фильмы - "Шерлок", "Боевой конь" Стивена Спилберга по роману англичанина Майкла Морпурго, "Аббатство Даунтон", работы всемирно известных дизайнеров и хиты представителей эстрады вывели страну в число тех немногих обладателей особой творческой среды на своей территории, где сохраняется способность порождать актуальные на сегодняшний день культурные смыслы. Но при этом сам источник вдохновения может относиться к сугубо национальному историческому опыту прошлых веков, что особо ощутимо в кинематографе.
Данные свежих исследований утверждают, что поводов для ликования в скором времени и вовсе не станет - все большее количество стран включается в "гонку в области искусства", открыв для себя перспективы применения "мягкой силы" через исполнительские искусства и одновременно пытаясь получить благосклонную оценку извне, они позиционируют себя набирающими силу культурными центрами. Поэтому вместо подсчета объемов экспорта собственной продукции Великобритании придется включиться в соперничество за благосклонность инвесторов с другими странами.
Исследование, проведенное BOP Consulting при участии Федерации творческих индустрий Великобритании (CIF), подчеркивает, что такие страны, как Бразилия, Китай и Южная Корея очень быстро извлекают уроки из чужого опыта и вскоре будут в состоянии обеспечить наличие всех слагаемых для гарантированного успеха собственной продукции за рубежом. Потесниться придется не только Великобритании, но также Франции, Германии и Италии, без которых невозможно представить мировой кинематограф ХХ века.
Китай позиционирует "творческую индустрию" в качестве одного из столпов национальной экономики, в то время как Тайвань, например, меняет образовательные программы в сторону стимулирования творческого мышления. Сходные процессы можно наблюдать и в США.
Председатель Федерации творческих индустрий Джон Соррел перед обнародованием результатов исследования подчеркнул, что многие осознали возможности извлечения ощутимой прибыли от реализации культурных проектов и стали направлять в отрасль масштабные инвестиции. Кроме того, Китай хочет, чтобы его образ в мире кардинальным образом изменился: согласно претворяемой в жизнь концепции надпись "сделано в Китае" должна уступить место "создано в Китае".
Однако далеко не все проблемы лежат в макроэкономической плоскости. Многие из них - прямое следствие непрекращающегося зуда реформирования образовательной системы и ориентации общего образования на рыночные запросы.
Во-первых, все большее количество английских учебных заведений вынуждено переходить на углубленное преподавание точных и естественных наук в ущерб остальным составляющим школьного курса, в силу потенциальной финансовой привлекательности этих направлений исследований.
Во-вторых, что не преминул подчеркнуть Джон Соррел, попытки правительства повсеместно внедрить новую систему оценок успеваемости учеников средних школ (Ebacc), которая не учитывает творческие предметы (вместо существующей системы ныне экзаменов GSCE), приведут к добровольному отказу учеников от углубления своих общегуманитарных знаний. Число учеников, изучающих изобразительное искусство, дизайн и технологию (аналог учебной дисциплины "труд") уже сократилось вдвое.
Джон Кэмпфнер, исполнительный директор CIF, заявил, что лидирующие позиции Великобритании в культурной сфере имеют в своей основе творческое обучение в школах, осуществляющееся благодаря финансовой поддержке правительства и направлению на эти цели части выручки от национальной лотереи. Но репутация целой страны в культурной сфере может дать трещину, если будет подорвана инфраструктура, а судя по политике правительства в области творческого образования, именно оно находится под ударом, заявил он.
Школа не может быть признана хорошей, если учеников лишают доступа к качественному образованию в сфере культуры, как в рамках обязательного перечня изучаемых предметов, так и вне установленного минимума. Уменьшение числа учеников с данными навыками будет иметь негативные последствия и для творчества, и для экономики.
Примечательно, что свои инициативы в области реформирования образования британское правительство обосновывает важностью улучшения показателей учеников в тестах, проводимых в рамках международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Учитывая, что все больше стран склоняются к необходимости оценки творческого и изобретательского начала учащихся, логика реформаторов весьма экстравагантна.
По недавнему успеху сериала "Шерлок" можно сказать, что Великобритании до сих пор удавалось - на каждом витке бурно меняющихся в XX веке реалий - находить нужные ключи к осовремениванию произведений британской классики. То же можно сказать о "Саге о Форсайтах" Джона Голсуорси, "Ярмарке тщеславия" Уильяма Теккерея, о женской прозе Шарлотты Бронте и Джейн Остин. Смогут ли англичане создавать не менее впечатляющие произведения в будущем, которые смогут стать прочной связью между прошлым и настоящим, зависит не в последнюю очередь от способности воспроизводства национальных культурных кодов в обществе в целом.
"Элементарно, Ватсон", - сказал бы наш Шерлок Холмс, блестяще сыгранный Василием Ливановым. Даже мы тоскуем по нашей собственной, такой идиллической прибалтийской Англии, навсегда оставшейся в стране Советов.