Гамид Баширович, еще недавно москвичи вспоминали об электричке, лишь отправляясь на дачу. Но вот уже "Ласточки" и до Зеленограда летают, и Московскую кольцевую железную дорогу достраивают, которая, по сути, станет второй кольцевой линией метро, только наземного. Словом, пригородные поезда становятся еще одним видом городского транспорта?
Гамид Булатов: У наc другая задача: интегрировать электрички в существующую транспортную систему города. Поможет в этом как раз ввод в строй МК МЖД. Когда эта дорога длиной 54 км заработает, по городу до любой точки можно будет добраться даже без метро. К сожалению, в последние полтора десятилетия развитием железнодорожных путей и в городе, и в пригороде, серьезно не занимались. Железнодорожники закупали электрички лишь для замены те, которые выходили из строя. Субъектам РФ тоже было не до них. В итоге 5 лет назад, когда встал вопрос дальнейшего развития, выяснилось: подвижного состава нет, денег на него тоже нет. РЖД планировали вообще отказаться от пригородных перевозок. И вот тогда вместе с Московской областью и Центральной пригородной пассажирской компанией мы решили взять эту ситуацию под контроль. Ведь Московский транспортный узел - это половина всех пассажирских пригородных перевозок страны. Его большой плюс в том, что на относительно небольшом полигоне сконцентрирован большой объем пассажиров. Это позволяет здесь сделать пригородные перевозки выгодными больше, чем в любом другом субъекте РФ. Нужны лишь три вещи: дополнительные главные пути, подвижной состав, а также все необходимое для пассажиров - платформы, сходы, лестницы и т. д. Для решения этих задач и была разработана программа, которая в ближайшие два-три года позволит кардинальным образом поменять качество перевозок на пригородных направлениях.
Самое сложное - строительство дополнительных главных путей?
Гамид Булатов: Безусловно. Без них невозможно добиться 30-процентного роста пропускной способности - а это минимум, который необходим. Число пассажиров в пригороде в "часы пик" увеличивается, а количество дополнительных рейсов ограничено существующей инфраструктурой. Есть, скажем, три главных пути, по ним идут электрички раз в 10-12 минут, чаще пустить невозможно. Там же ходят еще и дальние поезда, экспрессы, "Сапсаны"... Так в 2012 году была сформирована по всем направлениям программа строительства до 2020 года дополнительных главных путей. На Октябрьском (Ленинградском ) направлении пути уже строились, эту работу дофинансировали. Затем выделили четыре приоритета: Ярославское, Горьковское, Казанское и Курское, которые дублируют самые загруженные магистрали. Когда электрички пойдут часто и свободными, а не забитыми как сейчас, водители машин начнут пересаживаться на них. И автомагистрали тоже разгрузятся.
На Октябрьском направлении "Ласточки" со всеми удобствами ходят уже два месяца. "Белые воротнички" - их больше всего едет на работу в Москву, поменяли свои иномарки на поезда?
Гамид Булатов: Да. Сначала на "Ласточках" ездило 10 тысяч пассажиров в сутки, а сейчас - уже 20 тысяч...
Где еще в ближайшее время можно ждать ввода новых главных путей?
Гамид Булатов: На выходе - Ярославское и Горьковское направления - в 2017-2018 гг. Позже - Казанское и Курское.
Не получится, что в связи с кризисом, их ждать не стоит?
Гамид Булатов: Когда принималась программа, эти четыре направления оценивались в 236,9 млрд руб. Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение, что Москва профинансирует из них 47,5 млрд, 40 млрд взяла на себя РЖД, остальные деньги пообещал госбюджет. Готовые проекты с выносом коммуникаций оказались дороже. Тем не менее эти четыре направления до 2020 года построим.
По ним тоже будут летать "Ласточки"? Кто их закупит?
Гамид Булатов: Перевозчик - ЦППК. Ему же решать и кто будет поставщиком, и какие поезда покупать. Сделано это будет в рамках нашего 15-летнего контракта. Это реальный механизм, с помощью которого компания-перевозчик получила возможность инвестировать средства в подвижной состав и развитие инфраструктуры. В течение трех-четырех лет она их закупит - потребуется серьезное увеличение подвижного состава по каждому направлению, примерно на 30%. Финансовую модель мы в общих чертах обкатываем сейчас на Октябрьском направлении.
А проезд будет стоить так же -170 рублей, как сейчас от Москвы до Зеленограда?
Гамид Булатов: Пока не могу сказать. "Ласточки" МТППК арендует у РЖД, на каких условиях - коммерческая тайна железнодорожников. Когда запускали движение, мы сказали - во-первых, не должно сократиться количество обычных электричек, чтобы люди не пострадали, во-вторых, проезд не должен стоит дороже, чем в экспрессе - там ходил такой уже. Ну и потом, не так уж это и дорого - если покупать абонемент на месяц, поездка обходится в 100 рублей.
Судя по тому, что пассажиропоток на "Ласточке" за два месяца вырос вдвое, пассажиры считают так же. Но если и новые поезда будут полны пассажирами так же, как старые, новые пассажиры могут вернуться к своим теплым удобным машинкам?
Гамид Булатов: В каждой "Ласточке" 700 сидячих мест и столько же стоячих, это чтобы всем было удобно. В час пик идет по 8 пар поездов, то есть провозная способность - 12 тыс. человек в час, а у нас сейчас ездит всего 20 тысяч в сутки . Плюс с Нового года добавили еще 12 пар в сутки, всего будет 42. Видите, какой у нас есть еще резерв для роста!
Москва разрезана на "дольки" железными дорогами. город также принимал программу по строительству 40 путепроводов. Где же она?
Гамид Булатов: На Киевском, Павелецком, Октябрьском и Курском заканчивается проектирование этих сооружений, 3 путепровода в ближайший год начнут строиться по федеральным программам. Остальные мы пытались сделать платными, объявили даже конкурс, но на него никто не пришел. Придется строить своими силами.
Гамиду Булатову - 39 лет. Первым замруководителя департамента транспорта Москвы он работает с 2013 года. Курирует работу метрополитена, монорельсовой и железной дороги, а также развитие транспортно-пересадочных узлов. Образование: бакалавриат и магистратура МГУ по специальности "Международная экономика". До прихода в департамент прошел путь от главного специалиста до замдиректора в департаменте госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности минэкономразвития.