Обама несколько отошел от традиционного формата таких выступлений, обычно представляющих из себя политическую программу взаимодействия администрации с конгрессом на предстоящий год. В этот раз президент адресовал свое обращение не столько законодателям, сколько американской общественности в целом, уделив больше внимания своему видению будущего Америки и ее роли в мире: "Мне хотелось бы сконцентрироваться на будущем, заглянуть на 5, на 10 лет вперед". И тому, какое, на его взгляд, влияние оказала его собственная работа в Белом доме на это самое будущее. Подытоживая, речь Обамы, с одной стороны, суммировала его достижения в Овальном кабинете Белого дома, а с другой, по сути, задавала ориентиры кандидату от демократической партии США на ноябрьских президентских выборах, коим, как негласно надеются в Белом доме, станет экс-госсекретарь Хиллари Клинтон.
О роли Америки в мире
Демонстрация лидерства США в мировых делах - аксиома при подготовке выступления американского президента перед своими гражданами. Глава американской администрации заявил: "Мы должны помочь в перекройке системы международной безопасности. А для этого необходимо расставить приоритеты".
Согласно опросам общественного мнения, после терактов в Париже и в калифорнийском Сан-Бернардино страх перед терроризмом затмил другие повседневные заботы для большинства американцев. Поэтому неудивительно, что "приоритетом номер один" Обама назвал "безопасность американцев и преследование террористических сетей", включая "Аль-Каиду" и ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ экстремисткой группировки ИГИЛ). Он хотя и признал, что "террористы, плетущие заговоры в своих квартирах или гаражах", представляют опасность, однако не считает их угрозой существованию Америки.
При этом Обама предрек, что даже без ДАИШ нестабильность будет десятилетиями сохраняться во многих частях мира, в том числе на Ближнем Востоке, в Афганистане и Пакистане, в районах Центральной Америки, Африки и Азии: "Одни регионы могут стать прибежищами для новых террористических группировок, другие - падут жертвой этнических конфликтов или голода, станут источником новой волны беженцев".
Не предвидя решений в ближайший год, Обама не стал тратить время на озвучивание конкретных подходов к этих проблемам, вероятно, предпочитая предоставить это следующему главе государства. Он ограничился отрывочными или размытыми высказываниями и по другим направлениям внешней политики США, включая Россию.
Обама попытался в целом обрисовать свое понимание того, что он подразумевает под лидирующей ролью Америки в мире, призвав извлечь уроки из Вьетнама и Ирака и не пытаться "перестраивать любую страну, где разразился кризис". По его словам, "если надо, Америка может действовать и самостоятельно" для защиты своих граждан, однако "по глобальным проблемам необходимо мобилизовать международное сообщество на работу с нами".
В качестве примера лидерства Обама привел так называемую международную коалицию по борьбе с ДАИШ, в которую, по его словам, "вошли более 60 государств". В тоже время в публикациях американских СМИ не раз отмечалось, что число 60 - скорее красивая оболочка, под которой не хватает содержания, поскольку вклад абсолютного большинства этих стран в кампанию против ДАИШ стремится к нулю.
Пытаясь отразить критику тех, кто считает, что роль Вашингтона в мире пошла на спад, Обама напомнил, что "расходы США на оборону в 8 раз больше, чем у следующих восьми государств вместе взятых". По его мнению, когда речь заходит о важных международных проблемах, "люди в мире не ждут лидерства от Пекина или Москвы, они обращаются к нам". Этот тезис президента также едва ли найдет понимание у многих комментаторов, которые в последние месяцы отмечали, что слабая политика Вашингтона в Сирии на фоне решительных действий России привела к тому, что лидеры ближневосточных государств потянулись с визитами в Кремль, порой предпочитая их контактам с Белым домом.
Россию президент США упомянул лишь вскользь. "Несмотря на трудности в экономике РФ расходует ресурсы на Украину и Сирию, государства-клиенты, которые уходят с ее орбиты", - считает Обама. Он также заметил, что, "поддерживая демократию на Украине, США способствуют укреплению миропорядка". Примечательно лишь то, что Обама несколько изменил акценты, поскольку ранее в заявлениях американской администрации об Украине стандартно включали формулировку о поддержке ее "суверенитета и территориальной целостности", а не демократии.
Международная законотворческая повестка в выступлении президента была ограничена призывами к конгрессу проголосовать за разрешение на ведение боевых действий против ДАИШ, отменить торговую блокаду Кубы, закрыть тюрьму в Гуантанамо, ратифицировать соглашение о свободной торговле со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Не забыл Обама и о предвыборной борьбе. Он не называл конкретных имен, однако "проехался" по высказываниям отдельных кандидатов от оппозиционной республиканской партии. "Мы должна отвергнуть любую политику, в основе которой лежит преследование людей из-за расы или религии", - подчеркнул он, явно намекая на скандальное предложение лидирующего кандидата-республиканца Дональда Трампа о запрете на въезд мусульман в США.
Что Обама пообещал американцам?
Основная часть выступления была посвящена внутриполитической повестке, где Обама отметил плоды своей работы в Белом доме, прежде всего в плане восстановления экономики после финансового кризиса, снижения безработицы, реформы здравоохранения, узаконивания однополых браков.
В начале выступления президент, обращаясь к спикеру палаты представителей республиканцу Полу Райану, выразил готовность взаимодействовать с законодателями, в частности, по вопросам реформы системы правосудия. Однако прозвучало это скорее как дань вежливости, поскольку на практике в Белом доме, похоже, отчаялись наладить конструктивный диалог с Капитолийским холмом.
Обе палаты конгресса контролируются оппозиционной Обаме партией, блокирующей большинство его инициатив. Поэтому реализовывать свои предвыборные обещания президенту в последние годы приходилось путем исполнительных указов, в обход конгресса, за что некоторые законодатели сравнивали его с императором или монархом. Однако у практики использования президентских указов есть и обратная сторона: для их отмены достаточно подписи главы государства, поэтому уже следующий президент при желании сможет перечеркнуть сделанное предшественником. Поэтому для Обамы особенно важно, чтобы на выборах в ноябре победу одержал кандидат именно от демократической партии, который сохранил бы его политическое наследие.
О том, что "химии" между президентом и конгрессом ждать не стоит, ярко свидетельствуют первые дни наступившего 2016-го года. В начале января Обама, отчаявшись дождаться поддержки парламентариев, подписал указ об ужесточении контроля над оборотом оружия. Президент регулярно призывал конгресс к таким шагам более двух лет после каждого случая массового расстрела в США, однако неизменно упирался в стену оружейного лобби и поддерживающих его консерваторов.
Президент также озвучил долгосрочный ориентир на борьбу с глобальным изменением климата и использование более экологических источников энергии. Непростая задача досталась национальной системе здравоохранения: "Давайте сделаем Америку страной, которая раз и навсегда излечит рак". Обама пообещал предпринять новые усилия для этого и назначил главным координатором этой работы вице-президента Джозефа Байдена. Выбор неслучайный, поскольку в 2015 году семью Байдена постигло большое горе - от рака скончался его старший сын Бо Байден.
О главном разочаровании
Пожалуй самые громкие аплодисменты президент получил в заключительной части выступления, раскритиковав политическую систему США и призвав к глубоким переменам. Обострившееся в последние годы межпартийное противостояние практически парализовало диалог между исполнительной и законодательной властью и стало, по его словам, одним из главных разочарований за время его пребывания у власти. Президент призвал реформировать один из основополагающих инструментов электоральной политики в США, так называемый джерримендеринг - манипуляции с границами избирательных округов с тем, чтобы изменить соотношение политических сил в них в пользу одной из партий. В результате такой практики реальная борьба между кандидатами от двух партий идет лишь в небольшом количестве избирательных округов, а в остальных исход предсказуем задолго до голосования и определяется исключительно партийной принадлежностью. "Необходимо прекратить практику, в результате которой конгрессмены выбирают себе электорат, а не наоборот", - подчеркнул Обама. Президент также призвал снизить влияние денег на политическую систему США.
Реакция аудитории стала наглядной демонстрацией того самого межпартийного противостояния: союзники Обамы по демократической партии поддержали это предложение стоя, а оппоненты республиканцы сидели с непроницаемыми лицами. Что неудивительно, поскольку последние изменения границ избирательных округов позволяют республиканской партии удерживать прочное большинство в нижней палате.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews